В музее презентовали новую выставку

12 марта 2024 года в выставочном зале нашего музея впервые в истории учреждения собралось такое количество творческих и...

Дню защитников Отечества посвящается

Музейщики не могли обойти вниманием столь значимый для многих граждан нашей страны праздник как День защитников...

Презентация выставки прошла в музее

В преддверии Дня памяти воинов-интернационалистов в выставочном зале музея состоялась презентация выставки-реквиема...

На связи Кирьят-Бялик (Израиль)

29 января 2024 года состоялась международная видеоконференция, посвящённая Дню памяти жертв Холокоста. В конференции...

Технология оплетения берестой гончарной посуды

Глиняная посуда, оплетённая берестой, стала 24-м элементом нематериального культурного наследия Витебской области,...

Помнить. Нельзя забыть...

В конце 2023 года вышли в свет два научных издания, посвящённые крайне важным вехам белорусской истории. Книга "Геноцид...

Третьи детские партизанские чтения прошли в Бегомле

Декабрь 1942-го — особая дата в истории Бегомля. Тогда партизаны выбили фашистов из поселка, и взяли под свой контроль...

Объёмная скульптура Иисуса Христа «Христос в темнице» или «Задумчивый Христос» - широко распространенный в народной культуре сюжет скульптурной иконографии, возникший в конце четырнадцатого века в Германии и через Польшу пришедший в Беларусь. Популярность этого изображения объясняется искусствоведами тем, что верующие могут видеть в своем скорбящем Боге собственные проблемы и сомнения.
Объёмная скульптура Иисуса Христа создана неизвестным мастером-резчиком. Образ показывает Иисуса, сидящего в темнице (незадолго до распятия на Голгофе). Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом, склонилась в сторону, а правая рука прижимается к щеке. Скульптура выполнена с высокой степенью точности как в восстановлении облика Христа, так и в передаче его эмоционального состояния.

Арифмометр модели "Facit TK"Переносной механический вычислитель (арифмометр) модели «Facit TK» (серийный номер 57288). Отличительной особенностью устройства является двухрядная клавиатура для ввода цифр и изменения их порядка. Арифметические операции с числами выполняются путем прокрутки ручки привода. Вес компьютера около 6 кг.
Арифмометры этой модели производились шведской компанией в 1936 - 1954 годах, их общее количество составило более 130 тысяч единиц. «Facit TK» широко экспортировался в различные страны мира, включая Польшу, куда образец прибыл в 1938 – 1939 годах через варшавскую промышленную и торговую компанию «Block-Brun Spółka Akcyjna». Арифмометр был помещен в оригинальный деревянный корпус.

Медаль "За успехи в народном хозяйстве СССР", которой был награждён В.А. ЛомакоМедаль "За успехи в народном хозяйстве СССР" (обратная сторона), которой был награждён В.А. ЛомакоУчастники ВДНХ СССР, добившиеся значительных успехов в своей работе, награждались золотой, серебряной или бронзовой медалью ВДНХ в 1962-1986 годах.
В 1960-е годы Виктор Антонович Ломако, работая в Глубокском лесничестве инженером лесного хозяйства, основал Глубокский дендрологический сад, один из крупнейших в Беларуси по размеру и видовому разнообразию. В 1983 году его работа была отмечена бронзовой медалью ВДНХ.

Будильник М. ЗалкиндаНадписи на циферблате глубокского будильникаМеханические часы с будильником работы глубокского мастера М. Залкинда. Помимо обычного часового механизма, имеется механизм звонка, который приводится в движение пружиной и работает по принципу заводной игрушки. Особенно информативен циферблат будильника – мастер позаботился, чтобы на нем было указано имя, место сборки, марка и даже гарантия.
В списке собственников промышленных и торговых предприятий города Глубокое за 1923 год сообщается, что мастер часов Залкинд работал по адресу: ул. Замковая, 26 (современная улица Ленина). По некоторым данным, все необходимые детали для будущих часов он закупил в Варшаве, а в своей мастерской в Глубоком уже собирал их напрямую.

"Далёкая страна" Язепа ДроздовичаКартина белорусского художника Язепа Дроздовича написана в сине-коричнево-зеленых тонах и представляет собой фантастический пейзаж с некоторыми итальянскими чертами (обращает на себя внимание лодка, похожая на традиционную венецианскую гондолу). На переднем плане фигура путешественника, с которой автор, возможно, ассоциирует самого себя. Особенно впечатляют величественные архитектурные памятники, созданные фантазией художника. Все элементы картины собраны в привлекательный образ красивой далёкой страны, завущей зрителя в путешествие.
Удивительная фантазия Язепа Дроздовича открывает нам красоту ранее неизвестных стран. А для самого создателя, которого потомки называют «вечным путешественником», эта картина имела особое значение.

 Кредитная марка (аверс) После окончания советско-польской войны (1919—1921) в польских войсковых частях начали создаваться  кооперативы, объединяющие в качестве пайщиков офицеров, подофицеров, а в некоторых частях — рядовых и вольнонаёмных служащих.

Военные кооперативы снабжали своих пайщиков продуктами и товарами по твёрдым ценам. Так как при отсутствии кредита в кооперативе его члены стали бы обращаться за покупками в кредит к другим торговцам, товары пайщикам отпускались в кредит, который был организован путём выдачи кредитных марок, сумма которых записывалась в книгу, а по этим маркам кооперативная лавка отпускала товары и продукты. При получении жалования каждый член-пайщик погашал свой долг и ему вновь выдавались кредитные марки (возвращённые из лавки в правление) с записью в книгу. Таким образом, совершался многократный оборот этих марок, имевших хождение только в пределах кооператива данной воинской части.

 Кредитная марка (реверс)Кредитные марки были металлические и бумажные. Металлические были выгоднее, так как меньше изнашивались в процессе обращения. Для их чеканки использовали алюминий, цинк, железо, медь, бронзу, латунь или никель.

Свои кредитные марки выпускал и кооператив 7 батальона корпуса пограничной охраны в Подсвилье. Металлические кредитные марки выпускались в двух номиналах: цинковые «20 грошей» и «1 злотый» из алюминия. Надпись на монете была следующая: "SPOLDZ. 7 BAONU. КОР. PODSWILE" (Кооператив 7 батальона корпуса пограничной охраны). "MARKА КREDYTOWA" (Кредитная марка). Одна из таких монет поступила на постоянное сохранение в фонды музея.

Напольные часы в экспозиции музеяЧасовой механизм «Gustav Becker» Деревянный корпус часов украшен декором, внутри находится часовой механизм с маятником и двумя гирями, а также гонг типа «Trio Gong». На циферблате нанесено фирменное клеймо в виде якоря с короной и буквы «G» и «B» - инициалы известного немецкого мастера, производителя и основателя марки - Густава Беккера.
Поскольку часовой механизм не имеет серийного номера, можно предположить, что он был создан не раньше 1926 года, когда производитель «Vereinigte Freiburger Uhrenfabriken» прекратил нумеровать свою продукцию. Местом создания этих часов, вероятно, является силезский город Фрайбург (современное название - Свебодице).

Проект памятникаУвековечить имя Янки Купалы в Москве представители белорусской диаспоры в России Антон Соболевский и Франтишек Коврига задумали почти двадцать лет назад. В Москве поэт учился, здесь он и погиб. Белорусский скульптор Валерьян Янушкевич создал по заказу диаспоры 50-сантиметровый бронзовый макет. Однако до ваяния памятника в полный рост - четыре метра высотой - дело не дошло.

 К празднованию 120-летия со дня рождения поэта, в Беларуси был объявлен конкурс проектов памятника Я.Купале. Лучший проект планировалось установить в Москве. В результате из пяти представленных работ лучшим был назван эскиз Льва Гумилевского и его сына Сергея. Интересно художественное решение монумента. Поэт опирается на деревенскую изгородь, на которой лежит раскрытая книга. Рядом с изгородью извивается большой бронзовый лист папоротника. В июле 2007 года, в связи с празднованием 125-летия со дня рождения, в Москве был установлен памятник Янке Купале. Монумент поставили в сквере на Кутузовском проспекте, неподалёку от федеральной трассы Москва - Минск. Между Россией и Беларусью состоялся своеобразный обмен скульптурными композициями: в Москве установили памятник Купале, а в Минске появился памятник Пушкину.  Тем временем, устав вести переписку с московскими властями, инициатор идеи Антон Соболевский выкупил бронзового Купалу у Валерьяна Янушкевича и привёз к себе на родину. Здесь в  Глубоком, он  подарил скульптуру нашему музею. 

За номером КП 9699 этот музейный экспонат навсегда занесён в основной фонд музея.

Рисованный ковёр Язепа ДроздовичаХудожественное произведение имеет характерный для многих работ Дроздовича дизайн композиции: в центре – сюжетный рисунок (ночной пейзаж с замком и двумя белыми лебедями), украшенный растительной каймой из цветов и фруктов.
Рисованные ковры известны в Беларуси с конца 19-го века, но наибольшее распространение они получили в 1930-50-е гг. В это время ведётся интенсивное строительство белорусской деревни и настенные ковры становятся главным украшением интерьера крестьянского дома. Расписные ковры Язепа Дроздовича, большинство из которых были созданы на Дисненщине в 1930-е годы, имеют уникальные сюжеты и представляют собой огромную историко-культурную ценность нашей страны.

Утюг спиртовойВ канун празднования 10 летнего юбилея, нашему музею был преподнесён необычный подарок - спиртовой утюг. Подарил необычный предмет давний друг музея, житель Санкт-Петербурга Блышко Павел Фёдорович. Будучи на одном из рынков Кракова, он заприметил этот уникальный предмет и купил его в подарок «юбиляру».

В начале ХХ века спиртовые утюги считались одними из самых практичных приборов для глажки тканей. Развитие их производства шло очень быстро.Вытесняя привычные угольные утюги, они становились незаменимым предметом домашнего обихода. 

УтюгНи дыма, ни копоти, ни запаха - простота конструкции, изящество  и  безопасность. Например, спиртовой утюг марки «Слава» - никелированный, дорожный, весом 2,5 фунта, стоил в  своё время 5 рублей. Через 10 минут после зажигания утюг готов к работе. Расходовал он всего на 1,25 копеек спирта в час (по ценам 1905 года). Для зажигания горелка извлекается из утюга, ставится на специальную подставку, в чашку которой заливался спирт. Когда весь стержень горелки покрывался огоньками - ее вставляли в утюг, который нагревался. Чтобы погасить горелку – ее вынимали и задували огонь.