Музей деревни Шоти

Коллектив музея недавно отправился в творческую командировку. Узнав, что в деревне Шоти местная жительница открыла...

Визит посольства Итальянской Республики в Глубокое

Ежегодно 4 ноября граждане Италии отмечают День национального единства и Вооруженных Сил – праздник, посвящённый...

Необычная находка

Стало уже доброй традицией, когда найденные на чердаках старых домов или на просторах интернет-аукционов предметы...

«Дорога памяти»

В сентябре 2019 года на территории Глубокского района проходила акция памяти «Во славу общей Победы», посвящённая 75-летию...

Вопросы IV тура квиз-марафона «О той земле, где родился ты»

Подходит к финишу исторический квиз-марафон «О той земле, где родился ты», который на протяжении последних месяцев...

Научно-практическая конференция «Беларусь, Глубокский край и Эдвард Войнилович»

Научно-практическая конференция «Беларусь, Глубокский край и Эдвард Войнилович» прошла в Глубоком 25 сентября 2020 года....

Откуда корни Александра Грина?

Найти ответ на этот вопрос взялись участники велопробега «Алые паруса», посвящённого 140-летию со дня рождения...

Объёмная скульптура Иисуса Христа «Христос в темнице» или «Задумчивый Христос» - широко распространенный в народной культуре сюжет скульптурной иконографии, возникший в конце четырнадцатого века в Германии и через Польшу пришедший в Беларусь. Популярность этого изображения объясняется искусствоведами тем, что верующие могут видеть в своем скорбящем Боге собственные проблемы и сомнения.
Объёмная скульптура Иисуса Христа создана неизвестным мастером-резчиком. Образ показывает Иисуса, сидящего в темнице (незадолго до распятия на Голгофе). Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом, склонилась в сторону, а правая рука прижимается к щеке. Скульптура выполнена с высокой степенью точности как в восстановлении облика Христа, так и в передаче его эмоционального состояния.

Арифмометр модели "Facit TK"Переносной механический вычислитель (арифмометр) модели «Facit TK» (серийный номер 57288). Отличительной особенностью устройства является двухрядная клавиатура для ввода цифр и изменения их порядка. Арифметические операции с числами выполняются путем прокрутки ручки привода. Вес компьютера около 6 кг.
Арифмометры этой модели производились шведской компанией в 1936 - 1954 годах, их общее количество составило более 130 тысяч единиц. «Facit TK» широко экспортировался в различные страны мира, включая Польшу, куда образец прибыл в 1938 – 1939 годах через варшавскую промышленную и торговую компанию «Block-Brun Spółka Akcyjna». Арифмометр был помещен в оригинальный деревянный корпус.

Медаль "За успехи в народном хозяйстве СССР", которой был награждён В.А. ЛомакоМедаль "За успехи в народном хозяйстве СССР" (обратная сторона), которой был награждён В.А. ЛомакоУчастники ВДНХ СССР, добившиеся значительных успехов в своей работе, награждались золотой, серебряной или бронзовой медалью ВДНХ в 1962-1986 годах.
В 1960-е годы Виктор Антонович Ломако, работая в Глубокском лесничестве инженером лесного хозяйства, основал Глубокский дендрологический сад, один из крупнейших в Беларуси по размеру и видовому разнообразию. В 1983 году его работа была отмечена бронзовой медалью ВДНХ.

Будильник М. ЗалкиндаНадписи на циферблате глубокского будильникаМеханические часы с будильником работы глубокского мастера М. Залкинда. Помимо обычного часового механизма, имеется механизм звонка, который приводится в движение пружиной и работает по принципу заводной игрушки. Особенно информативен циферблат будильника – мастер позаботился, чтобы на нем было указано имя, место сборки, марка и даже гарантия.
В списке собственников промышленных и торговых предприятий города Глубокое за 1923 год сообщается, что мастер часов Залкинд работал по адресу: ул. Замковая, 26 (современная улица Ленина). По некоторым данным, все необходимые детали для будущих часов он закупил в Варшаве, а в своей мастерской в Глубоком уже собирал их напрямую.

"Далёкая страна" Язепа ДроздовичаКартина белорусского художника Язепа Дроздовича написана в сине-коричнево-зеленых тонах и представляет собой фантастический пейзаж с некоторыми итальянскими чертами (обращает на себя внимание лодка, похожая на традиционную венецианскую гондолу). На переднем плане фигура путешественника, с которой автор, возможно, ассоциирует самого себя. Особенно впечатляют величественные архитектурные памятники, созданные фантазией художника. Все элементы картины собраны в привлекательный образ красивой далёкой страны, завущей зрителя в путешествие.
Удивительная фантазия Язепа Дроздовича открывает нам красоту ранее неизвестных стран. А для самого создателя, которого потомки называют «вечным путешественником», эта картина имела особое значение.

 Кредитная марка (аверс) После окончания советско-польской войны (1919—1921) в польских войсковых частях начали создаваться  кооперативы, объединяющие в качестве пайщиков офицеров, подофицеров, а в некоторых частях — рядовых и вольнонаёмных служащих.

Военные кооперативы снабжали своих пайщиков продуктами и товарами по твёрдым ценам. Так как при отсутствии кредита в кооперативе его члены стали бы обращаться за покупками в кредит к другим торговцам, товары пайщикам отпускались в кредит, который был организован путём выдачи кредитных марок, сумма которых записывалась в книгу, а по этим маркам кооперативная лавка отпускала товары и продукты. При получении жалования каждый член-пайщик погашал свой долг и ему вновь выдавались кредитные марки (возвращённые из лавки в правление) с записью в книгу. Таким образом, совершался многократный оборот этих марок, имевших хождение только в пределах кооператива данной воинской части.

 Кредитная марка (реверс)Кредитные марки были металлические и бумажные. Металлические были выгоднее, так как меньше изнашивались в процессе обращения. Для их чеканки использовали алюминий, цинк, железо, медь, бронзу, латунь или никель.

Свои кредитные марки выпускал и кооператив 7 батальона корпуса пограничной охраны в Подсвилье. Металлические кредитные марки выпускались в двух номиналах: цинковые «20 грошей» и «1 злотый» из алюминия. Надпись на монете была следующая: "SPOLDZ. 7 BAONU. КОР. PODSWILE" (Кооператив 7 батальона корпуса пограничной охраны). "MARKА КREDYTOWA" (Кредитная марка). Одна из таких монет поступила на постоянное сохранение в фонды музея.

Напольные часы в экспозиции музеяЧасовой механизм «Gustav Becker» Деревянный корпус часов украшен декором, внутри находится часовой механизм с маятником и двумя гирями, а также гонг типа «Trio Gong». На циферблате нанесено фирменное клеймо в виде якоря с короной и буквы «G» и «B» - инициалы известного немецкого мастера, производителя и основателя марки - Густава Беккера.
Поскольку часовой механизм не имеет серийного номера, можно предположить, что он был создан не раньше 1926 года, когда производитель «Vereinigte Freiburger Uhrenfabriken» прекратил нумеровать свою продукцию. Местом создания этих часов, вероятно, является силезский город Фрайбург (современное название - Свебодице).

Почтовая карточка. Церковная площадь. 1915 годС началом использования почтовых марок в России, наряду с конвертами, стали применяться и немаркированные открытые письма (почтовые карточки). Первоначально их выпуск был монополией государства. Позднее, в 1894 году Министерством внутренних дел, в состав которого входило Главное почтово-телеграфное управление, были разрешены "бланки открытых писем частного изготовления" при условии, что оформление адресной стороны будет соответствовать бланкам государственной почты. Это привело к появлению большого количества открыток с иллюстрациями, в том числе с видами многих российских городов и местечек.

В Глубоком, в дореволюционный период находилось  издательство Л.Я. Ромма, которое размещалось на рыночной площади им. Костюшко, 14 (Zaklad fotograf. From-Pren. M. Glębokie. Ryn. Kościusz. 14). Издательство занималось выпуском печатной продукции. Здесь  было напечатано и несколько почтовых карточек с видами местечка. Одна из них и пополнила фонды нашего музея под номером КП 12472. Уникальность нового экспоната в том, что это единственный известный среди коллекционеров экземпляр. На старинной открытке запечатлена панорама местечка Глубокое со стороны озера. Снимок для неё был сделан не раньше 1908 года, о чём свидетельствует перестроенное здание костёла. Цветное изображение открытки было достигнуто способом ретуширования и покраски отдельных элементов архитектуры местечка. Эта открытка бала отправлена из Глубокого 2 октября 1915 года в город Минск Вере Николаевне Римашевской. Текст послания следующий:

Дорогая Верочка!

Пока находимся ещё в городе. Завтра 3 октября выезжаем им местечка Глубокого. Дальше, к месту своего служения. Очень сожалеем, что нет здесь «автомобиля»… не на чем поехать. Приходится мучиться в дороге «на белой блохе» или иначе на деревенских клячах. Но тут с ними ничего не поделаешь. Интересно знать,  попадаешь ли ты под прожектор без меня?

Проект памятникаУвековечить имя Янки Купалы в Москве представители белорусской диаспоры в России Антон Соболевский и Франтишек Коврига задумали почти двадцать лет назад. В Москве поэт учился, здесь он и погиб. Белорусский скульптор Валерьян Янушкевич создал по заказу диаспоры 50-сантиметровый бронзовый макет. Однако до ваяния памятника в полный рост - четыре метра высотой - дело не дошло.

 К празднованию 120-летия со дня рождения поэта, в Беларуси был объявлен конкурс проектов памятника Я.Купале. Лучший проект планировалось установить в Москве. В результате из пяти представленных работ лучшим был назван эскиз Льва Гумилевского и его сына Сергея. Интересно художественное решение монумента. Поэт опирается на деревенскую изгородь, на которой лежит раскрытая книга. Рядом с изгородью извивается большой бронзовый лист папоротника. В июле 2007 года, в связи с празднованием 125-летия со дня рождения, в Москве был установлен памятник Янке Купале. Монумент поставили в сквере на Кутузовском проспекте, неподалёку от федеральной трассы Москва - Минск. Между Россией и Беларусью состоялся своеобразный обмен скульптурными композициями: в Москве установили памятник Купале, а в Минске появился памятник Пушкину.  Тем временем, устав вести переписку с московскими властями, инициатор идеи Антон Соболевский выкупил бронзового Купалу у Валерьяна Янушкевича и привёз к себе на родину. Здесь в  Глубоком, он  подарил скульптуру нашему музею. 

За номером КП 9699 этот музейный экспонат навсегда занесён в основной фонд музея.

Рисованный ковёр Язепа ДроздовичаХудожественное произведение имеет характерный для многих работ Дроздовича дизайн композиции: в центре – сюжетный рисунок (ночной пейзаж с замком и двумя белыми лебедями), украшенный растительной каймой из цветов и фруктов.
Рисованные ковры известны в Беларуси с конца 19-го века, но наибольшее распространение они получили в 1930-50-е гг. В это время ведётся интенсивное строительство белорусской деревни и настенные ковры становятся главным украшением интерьера крестьянского дома. Расписные ковры Язепа Дроздовича, большинство из которых были созданы на Дисненщине в 1930-е годы, имеют уникальные сюжеты и представляют собой огромную историко-культурную ценность нашей страны.