СКОЛЬКО ЛЕТ ПОДСВИЛЬЮ?

22 августа 2015 года в г.п. Подсвилье прошёл очередной праздник поселка. А сколько же лет исполнилось второму по численности жителей населенному пункту Глубоччины? В прошлом году Падсвильчане отмечали свой 90-летний юбилей. Летописной датой отсчета истории Подсвилья считался 1924 год, когда по решению Совета министров Польши был организован Корпус охраны пограничья (КОП). Гарнизон 7-го батальона КОП (7 Batalion KOP) расположился в Подсвилье, а после реформы Пилсудского в 1929 году стал называться Батальон КОП "Подсвилье" (Batalion KOP "Podświle" в составе pułka KOP "Głębokie"). Если опираться на данную дату, то получается, что в этом году поселку исполнился 91 год.

Но не все так просто. Открытие новых исторических источников может изменить дату основания населенного пункта, сделать его старшим.

«Военно-дорожная карта Европейской России» 1908 г.Военно-топографическим отделом главного штаба Российской империи в 1888 году была составлено «Военно-дорожная карта Европейской России». Шли годы, менялась сеть дорог европейской части России, прокладывались новые железнодорожные линии. И, конечно же, их надо было наносить на карту. А потому большинство листов военно-дорожной карты были исправлены, доработаны и напечатаны чуть позже, в 1908 году. Название "Подсвилье" впервые появилась именно на доработанной карте 1908 года. Не Свила или Свилка, а именно Подсвилье. И этому есть логичное объяснение.

В 1902-1907 гг. была проложена новая железнодорожная линия, связавшая белорусский город Полоцк и польский город Седлец. Прошла она и через территорию современного Глубокского района. В ходе строительства железнодорожного полотна возводились и железнодорожные станции: Загатье, Кульгаи, Полевачи, Зябки и Подсвилье. Станции на отрезке железной дороги, проходящей через Глубоччину, строили двух видов. Станции 3-го класса, или как их называли "основные" строили из кирпича, а 4-го класса (линейные) возводили из дерева. На станциях обязательными были: здание почты, ламповая (где фонари заправляли керосином), отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения поездов и телефониста. Отдельно строился зал ожидания поездов, который должен был отапливаться в зимний период. Все жилые и служебные помещения были «полностью мебелированы и снабжены билетными ящиками и штемпелями, весовым оборудованием, брезентами, огнегасительными приборами, сигнальным инвентарём, инструментами, кочергами, мётлами…».  Вокруг вокзала предписывалось высаживать деревья, которые спасали бы пассажиров в летний зной. К каждой станции была подведена вода. Ее подавали кирпичные водонапорные башни, которые в то время назывались «водоёмными зданиями».

 

На сегодняшний день не плохо сохранились кирпичные здания на бывших станциях 3-го класса Загатье и Зябки. Деревянные постройки станций 4-го класса почти не сохранились, за исключением одного здания станции Полевачи. Учитывая, что строительство ранее велось по утвержденным типовым проектам, сегодня возможно только представить, как выглядела железнодорожная станция Подсвилье в начале ХХ века.

Получается, что Подсвилью уже не 91 год, а не менее 107 лет.

 

.
 TUT.BY