К 120-ЛЕТИЮ ПАВЛА ОСИПОВИЧА СУХОГО

В 1912 году в журнале «Весь мир» впервые был напечатан рассказ Александра Грина «Лётчик Киршин». Первых лётчиков в России чаще всего называли авиаторами или летунами.

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

как чудище морское в воду,

скользнул в воздушные струи...»

Это строки из стихотворения «Авиатор» Александра Блока, посвященного гибели знаменитого лётчика Мациевича, написаны в 1910 году. Чуть дальше в этом же стихотворении встречается и слово «пилот». А вот слово «лётчик» впервые употребил в литературном произведении Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский). А ведь корни известного русского писателя, автора «Алых парусов», походят с нашей Глубоччины. Имением Якубенки, что рядом с деревней Задорожье, с давних времён владели его предки. Мог ли знать писатель, что впервые употреблённое им слово «лётчик» станет главным словом в жизни нашего земляка Павла Осиповича Сухого.

Павел Сухой - школьникСегодня мы отмечаем 120 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, одного из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. 22 (по новому стилю) июля 1895 года в семье глубокских учителей Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих родился сын Павел. Вот текст свидетельства о рождении: «По указу его императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Литовская Духовная Консистория, согласно определению своему, выдаёт настоящее свидетельство в том, что в метрической книге Глубокской церкви, Виленской губернии Дисненского уезда за 1895 год в первой части о родившихся, в ст. 109 мужеского пола имеется следующая запись: «Тысяча восемьсот девяносто пятого года десятого июля рождения, а тридцатого крещён Павел. Родители его: учитель Глубокского народного училища Осип Андреевич Сухой и его законная жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Воспреемниками были Глубокской церкви священник Николай Ионович Никольский и крестьянка села Гануты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершил священник Илларион Виляковский с дьяконом Венедиктом Нороновичем...».

Семья Сухих приехала на Глубоччину в 1889 году. Вначале Осип Андреевич был направлен на работу в Черневицкое народное училище, а затем, с 1891 по 1898 год, он преподаёт в Глубоком. Народное училище, где была квартира Сухих, находилось рядом с церковью. Семьи учителя и священника жили рядом и были дружны. Осип Андреевич увлекался музыкой и, как следствие, организовал в училище хор.

В 1898 - 1899 гг. семья переезжает на работу в Свентянский уезд, а затем в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников. В этом городе и прошло детство будущего авиаконструктора. Здесь Павел Осипович впервые увидел летящий в небе самолёт. Он наблюдал за полётом Сергея Уточкина, гастролирующего в те годы по городам России. «Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!».

В тот же день, уединившись на чердаке, Павел взялся мастерить свою первую модель самолёта. Правда, результат не порадовал конструктора - самолёт не полетел. Тогда он стал более внимательно читать и изучать материалы о самолётах. Как-то в руки попала ему статья «отца русской авиации» — Н.Е. Жуковского. Прочитав её, Павел «заболевает» авиацией и решает заняться конструированием самолётов. Возможно, эта статья и определила дальнейший жизненный путь Сухого. Павел Осипович стал автором пятидесяти оригинальных конструкций самолетов, более тридцати из которых прошли испытание, и был налажен их серийный выпуск.

Ближний бомбардировщик Су-2, на котором воевали многие отважные летчики.По-настоящему о Павле Осиповиче Сухом, как об авиаконструкторе, заговорили после того, как в 1940 году поступил в серийное производство его Су-2. По своим тактическим характеристикам ближний бомбардировщик Су-2 мог выполнять функции разведчика, ближнего бомбардировщика, штурмовика и самолета сопровождения. Он имел сильное стрелковое вооружение и высокие скоростные качества. Летчики-испытатели считали самолет образцом по своей продуманности, летным данным, обзору и характеристикам управления. К началу Великой Отечественной в ВВС РККА находилось 13 авиационных полков, укомплектованных самолетами Су-2. Многие советские лётчики в годы войны на самолётах Сухого стали Героями Советского Союза. Среди них был и маршал авиации Пстыго Иван Иванович.

Командир эскадрильи лейтенант И. И. Пстыго, ныне маршал авиации.Начало Великой Отечественной войны лейтенант Пстыго встретил на полевом аэродроме у реки Днестр в должности командира звена. 22 июня 1941 года он в составе группы бомбардировщиков 211-го авиаполка выполнил свой первый боевой вылет на Су-2. Всего на Су-2 он совершил более 20 боевых вылетов. В одном из них он стал свидетелем того, как соседний Су-2 был сбит Александром Покрышкиным, который принял новый тогда Су-2 за вражеский самолёт. Уже после войны он вспоминал:

«Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное -  один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ. Пересказал снова.

«Это был я», - смущённо и расстроено заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там «шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный - подумал, что фашист…»

Вот таким оказался воздушный бой в первый день войны для будущего маршала авиации, трижды Героя Советского Союза - Покрышкина Александра Ивановича.

В годы войны КБ Сухого создало самолёты Су-1, Су-3 и бронированный штурмовик Су-6. Последний не был запушен в серию, но за создание его Сухой получил Сталинскую премию 1-й степени. О самолётах СУ военного и послевоенного времени можно рассказывать бесконечно. На них было установлено 70 мировых рекордов, 30 из которых до сих пор являются не побитыми.

За выдающиеся успехи в области авиационной науки и техники Павел Осипович Сухой имеет многочисленные правительственные награды.  Среди них - звание Героя Социалистического Труда (дважды), золотая медаль имени академика А.Н.Туполева, Сталинская премия, Ленинская премия и Государственная премия СССР, а также ордена и медали СССР. Гомельский государственный технический университет с 1995 года носит имя нашего выдающегося земляка. Улицы в Москве, Гомеле, Витебске и Глубоком названы в честь Павла Осиповича Сухого.

Мы будем помнить имя нашего именитого земляка да тех пор, пока на земле будет существовать гордое слово «лётчик».

 

.
 TUT.BY