Православные святыни Глубоччины - историко-культурное наследие региона

Свою историю православие на Глубоччине ведёт от создания Полоцкай епархии, то есть от 992 года, когда была учреждена первая на землях Беларуси епископская кафедра. Это событие относится ко времени правления князя Изяслава, сына равноапостольного Владимира и полоцкой княжны Рагнеды. Можно предположить, что именно в это время (конец 10 -- начало 11 века) на землях глубокских и стали появляться первые православные святыни. Однако документальное подтверждение этому пока не найдено.
Портрет Иосифа Корсака (из книги 1935 года)Значительную поддержку православной церкви на землях Великого княжества литовского оказывали крупные землевладельцы. На Глубоччине таковыми являлись Корсаки. Последний из представителей Корсаков Глубокских – Иосиф Львович в своей фундушной записи указывает, что «…родители мои погребены в церкви русского вероисповедания, в имении моём Березвечьи…» А это значит, что предки принявшего Униатство основателя трёх Глубокских святыний, были православными.
Первое летописное упоминание о православных храмах на Глубоччине относится к 1552 году. Именно в этом году была проведена инвентаризация земельных владений Полоцкого воеводства. Изучив этот документ можно утверждать, что на землях Глубоччины в то время действовало 6 (шесть) православных храмов:
1. «На Березвице церковь Святого Михаила. При ней поп Илья имеет пашню свою и два человека. Церковь имеет надание пана Дмитрия Корсака».
2. «На Плисе церковь Святое Пятницы. При ней поп Андрей мает пашню свою и четыре человека»
3. «На Псуи церковь Святой Троицы построенная на деньги Яна и Евстафия Корсоков. При той церкви поп Михаил. К церкви принадлежат две деревни Вороново и Свадре, количеством девять дворов в каждой»
4. «На Залесьи церковь Прочистое Мати Божей Покрова наданья Яна и Евстафия Корсоков. При церкви поп Иван и дьякон Олизер»
5. «Архимандрит Городенского монастыря Святого Петра поставил церковь Святого Николая на Мосаре и придал к ней монастырь Хвощево и три следа земли, также монастырской»
6.«В Голубичах церковь Святого Юрия наданья панов Корсаков».


В 1622 году Ян Корсак Голубицкий, каштелян Полоцкий «живучи в вере святой христианской греческой старожитной» записал на «церковь Голубицкую христианскую греческую русскую» своё «…имение Карачаново, в воеводстве Полоцком лежачее, а до того и фольварок Вороново…». Согласно завещанию, «держачими надания и церкви Голубицкое мають быть законницы набоженства греческого веры стародавное». Его брат, Евстафий Корсак Голубицкий, войский воеводства Полоцкого, завещал свою половину имения Голубичи базилианам Виленского Свято-Троицкого монастыря. В завещании он постановил, чтобы после его смерти жена София Корсак (Островская) построила в Голубичах при церкви богадельню и ежегодно давала на содержание в ней нищих провизию. В 1630 году, за невыполнение условий завещания, священником Голубицкой церкви Антонием Селявой она была вызвана в земский суд. В документах конца 18 века в селе Голубичи упоминается униатский храм Святого Николая, который сгорел в пожаре 1822 года. В этом храме хранилась уникальная скульптура «Распятие», которая сегодня находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Датируется она 14 веком и, вероятно, оказалась в небольшой деревенской церкви через монахов Троицкого монастыря, которые владели Голубичами во второй четверти 17 века.
Достоверность приведённых в «Полоцкой ревизии 1552 года» сведений подтверждают и «Писцовые книги 16 века». Кроме уже перечисленных храмов в этом документе под 1563 годом упоминается церковь Святого Николая Чудотворца в деревне Черневичи.
На Брестском соборе 1596 года была принята церковная уния. Полоцкая епархия стала униатской. Православие сохранилось лишь в Братском Богоявленском монастыре. Все православные храмы на Глубоччине сменили свой статус. Для распространения униатства на наших землях был основан монастырь Святого Василия в Березвечьи. Учредителем монастыря стал Иосиф Корсак, передав в 1634 году «русским чернецам, принявшим унию с римской церковью» имение своё Березвечье. В завещании он указал, чтобы «чернецы, вступив во владение по смерти его, постоянно проживали при церкви, обучали бы простой русский народ догмам христианской веры и молитвам, наставляли бы нравственности, и чтоб духовное исполняли по русскому униатскому обряду».
Церковь Св. Троицы в Глубоком (иллюстрация книги 1935 года)Известный исследователь старины Алексей Сапунов в своей книге «Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии» отмечает, что в 1658 году в Глубоком был «поп Ничипор». Ссылается он на документ, который содержит информацию о разграничении земель Глубокской униатской церкви Святой Троицы. Есть предположение, что этот старинный православный храм был перевезён из Березвечья, после основания там униатского монастыря. Придерживается этой версии и автор книги «Березвечский монастырь» протоиерей Александр (Александр Сергеевич Вераксин). Метрические книги Глубокской униатской церкви известны с 1749 года, а в документах Ашмянского уезда за 1775 год имеется запись о владении Глубокской церкви имением Кишкелёво с селом Шуневцы.
В 1838 году эта старинная церковь была повреждена пожаром, но уже к 1849 году полностью обновлена на деньги владельца Глубокого князя Витгенштейна. Пожар 1880 года навсегда уничтожил старинный храм в Глубоком. «Литовские Епархиальные ведомости» так описали результаты пожара: «Из сгоревшего церковного имущества более всего была ценна ризница и утварь в весьма дорогих иконах, подсвечниках, хоругвях и громадных колоколах. Из предметов святыни жертвою пламени сделалась знаменитая художественной работою, искусною отделкою и украшениями фигура распятого на кресте Спасителя. Архив и церковная библиотека принадлежит к предметам, погибшим бесследно, потеря эта очень ценна по весьма важным историческим памятникам…» Одним из напоминаний о этом храме является икона Матери Божьей Ченстоховской, которая ещё до пожара была перенесена в Собор Рождества Пресвятой Богородицы. На обратной стороне образа сохранилась надпись, которая гласит о том, что в 1757 году святыня была пожертвована церкви Глубокской мещанином Теодором Грицкевичем.
На месте сгоревшего храма прихожанами был установлен православный крест, который напоминал о христианской святыне ещё несколько десятилетий.

 

В 18 веке на территории Глубоччины строятся новые христианские святыни. В этот период доминирующим является возведение католических костёлов и униатских храмов. Многие из них уже после упразднения Унии перешли в разряд православных церквей.

 

Церковь Св.Троицы д. Поречье.Уникальным памятником архитектуры Глубоччины является церковь Святой Троицы из деревни Поречье. Этот населённый пункт, который сегодня является исчезнувшим, находился на дороге Заборье – Лужки, сразу же за деревней Велец. Деревня Поречье нанесена на карту Шуберта 1865 года. Однако на картах начала 20 века эта деревня уже не отмечена. Возможно, к этому времени деревня исчезла, осталась только деревянная церковь, за которой сохранилось название Поречская. Установить точную дату постройки святыни невозможно. Многие исследователи архитектуры склоняются к версии, что храм был построен в 18 веке. Церковь относится к типу очень древних «клетских» храмов. Это означает, что в основе постройки была «клеть» или «сруб». Такие храмы известны на землях Беларуси с 16 века, но вероятно могли существовать и в более ранний период христианства.
Фрагмент экспозиции Белорусского Государственного музея народной архитектуры и бытаСогласно «Церковной ведомости 1869 года» здание церкви было «совсем ветхим» и богослужения в ней с 1833 года не проводились. С освящением в 1877 году новой приходской церкви, в этом храме стали проводится богослужения на храмовый праздник, а также по «надобности прихожан, живущих по ту сторону реки Мнюта». Службу в старом храме совершал приходской священник, привозя с собой всю церковную утварь.
В начале 1980-х гг эта церковь была перевезена в созданный под Минском Белорусский Государственный музей народной архитектуры и быта. И сегодня она является украшением экспозиционного сектора «Поозерье».


В 1739 году в деревне Заборье был построен новый приходской храм - церковь Святого Николая. Известно, что 1874 году для этого храма были куплены новые колокола, а служитель почтовой станции по фамилии Новошевский пожертвовал церкви икону Спасителя. Но уже через два года (в 1876 году), по распоряжению Императорской археологической комиссии, церковь эта была закрыта с формулировкой «по ветхости». Учитывая тот факт, что недалеко от «ветхого» Заборского храма уже действовала наново освящённая в 1869 году Свято-Преображенская церковь в деревне Мамаи, вопрос о строительстве Церковь Св. Николая в деревне Заборьенового приходского храма был отложен. И только в 1914 году в Заборьи был построен в типичном ретроспективно-русском стиле деревянный храм - церковь Святителя Николая Чудотворца. Храм является уникальным примером деревянного зодчества, внесённым в список историко-культурного наследия.
Показателен и тот факт, что в 19 веке в Заборском приходе кроме описанного выше храма находилось и два церковища (т.е места, где раньше стояли православные святыни). Одно из них размещалось на расстоянии 70 сажней (примерно 150 метров) от деревни Заборье, а второе - сажнях в 50 от деревни Озерцы. Причём остатки фундамента храма у деревни Озерцы были ещё хорошо видны в конце 19 века.
К сожалению, на сегодняшний день месторасположение древних церквей не найдено, а значит, пока ещё не соблюдена христианская традиция - устанавливать крест на святом месте.


Церковь Преображения Господня в деревне Мамаи Что касается церкви Преображения Господня в деревне Мамаи, то этот храм был построен ещё в 1829 году местным помещиком Иосифом Корсаком. Каменное здание было построено в строгом классическом стиле, характерном для европейской архитектуры этого периода. Изначально он являлся католическим костёлом, но в 1865 году его передали православным. После незначительной перестройки, с 1869 года храм действует как православная церковь. В метрической книге Мамайской церкви удалось найти интересную запись о семье Хайновских. Приписанные к Заборскому приходу они являлись прихожанами римско-католического вероисповедания. Таким образом, простые крестьяне, посещавшие изначально католический храм, после переосвящение его в православную церковь продолжали посещать эту христианскую святыню. И это -- исторический факт.


В 1745 году глубокскими монахами кармелитами босыми был построен деревянный храм в деревне Свила, на землях, принадлежащих монастырю. Через три года (1748г) ими же был возведён и храм в деревне Ковали. В документах второй половины 18 века отмечено существование униатских приходов в деревнях Ковали и Свила. Причём оба прихода находились на попечении Березвецких монахов-базилиан, хотя существенную помощь в организации и проведении больших праздников оказывали униатским священникам этих храмов и монахи кармелиты босые.
Церковная служба в Ковалях (1930-е гг)После ликвидации церковной унии Ковальский храм был передан православию и переосвящён в церковьЦерковь Успенья Пресвятой Богородицы в д.Ковали Успенья Пресвятой Богородицы, сохранив при этом уникальные элементы деревянного зодчества барочного стиля. В храме имелся древний образ Успенья Пресвятой Богородицы, переданный сюда после закрытия церкви в деревне Частые. Надпись на иконе гласит, что она «…надана в Чащанскую церковь, року 1672, месяца августа 15 дня». В Ковальском храме хранилось и перенесённое из Чащанской церкви редкое Евангелие, напечатанное в Вильно в 1644 году «Гавриилом Иоанновичем игуменом еврейским, типографом общего жития». А этот факт указывает о существовании ещё одной христианской святыни на земле Глубокской в 17-18 веке. Святыни, которая безвозвратно утеряна и место её нахождения остаётся неизвестным.


Церковь Преображения Господне в деревне Свила История церкви Преображения Господне в деревне Свила является мало изученной. Известно только, что долгое время настоятелем храма был священник Евфимий Сулковский. С 1851 по 1887 год он возглавлял это приход. С его помощью в 1860 году при церкви было открыто церковно-приходское училище. После смерти, тело батюшки было похоронено возле алтарной части, справа у церковной ограды.
К сожалению, этого старинного храма не стало зимой 1964 года. Страшный пожар уничтожил не только здание, но и всю церковную утварь, старинные иконы и церковные документы. До наших дней дошло только несколько фотоснимков церкви, а так же её вид сохранила картина известного художника Язепа Дроздовича, которая хранится в местном школьном музее.


В 1771 году в своём имении Латыголь помещица Соллогуб основала приходскую церковь Святого Николая. Долгое время существовал деревянный храм на въезде в село Завороты. Действовал он до 1986 года, пока пожар не уничтожил здание церкви, оставив только фундаменты былой святыни. По инициативе прихожан на месте храма установлен православный крест.


Церковь Преображения Господня в деревне Верхнее В перечень утерянных святынь Глубоччины занесена и церковь Святого Николая в деревне Мосар, которая впервые упоминается ещё в «Полоцкой ревизии 1552 года». В 1840 году, вслед за ликвидацией церковной унии (1839 год), из-за ветхого состояния закрывается этот древний храм. Колокола с Мосарской церкви были перенесены в униатский храм соседней деревни Верхнее, туда же была доставлена и главная реликвия разрушающегося храма - икона Святого Николая Чудотворца.
Древний деревянный храм Преображения Господня в деревне Верхнее документально известен с 1767 года. В 1855 году на деньги местного помещика Снитко он был существенно отреставрирован. В нём впоследствии и нашли приют многие святыни закрытой Мосарской церкви.


Залеская Прокровская приходская церковьСогласно книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» Залесская Покровская приходская церковь была построена прихожанами в 1798 году. Правда, история христианской святыни на этих землях имеет более внушительный период. После первого упоминания о Залесской церкви в 1552 году, следующую информацию о ней мы находим в купчей Евстафия Корсака Голубицкого 1618 года. Из этого документа стало известно, что Евстафий Корсак купил имение Залесье «...которому дал вечистую запись и описание границ этого имения, явленные им в земстве Полоцком в 1618 году октября 16 дня» у князя Варпаховского. В 1625 году он составил завещание, согласно которому своё именье Залесье Островно «…с двором, подданными, озёрами и прочее…» оставлял «монахам чина Святого Василия Великого, живущим в здешнем монастыре». Его жена, согласно завещанию, владела имением до 1649 года. После смерти пани Корсаковой владельцем Залесья стал Гавриил Коленда, в то время архимандрит Березвецкого монастыря. По договорённости с Виленским Свято-Троицким монастырём монахи-базилиане из Березвечья брали в аренду на четыре года имение Залесье. И только в 1654 году во владение Залесьем вступил законный владелец -- Виленский Свято-Троицкий монастырь.

 

Массовое возведение новых православных церквей на территории Глубоччины приходится на конец 19 - начало 20 века.


Церковь Св. Иоанна Предтечи в деревне СорокиИсключением является построенный в 1842 году новый деревянный храм в деревне Сороки. После вхождение наших земель в состав Российской империи (1793 год) деревня Сороки была нанесена на многие карты как важный населённый пункт. Это произошло вследствие того, что здесь открылась почтовая станция. Возможно, именно по этой причине и была здесь построена церковь Святого Иоанна Предтечи. Построенная в форме креста на возвышенном месте, она долгие годы служила верующим, пока в начале 1960-х её не разобрали на дрова для отопления местного дома культуры. Святое место старинного храма сегодня обозначено православным крестом и небольшой часовенкой.
Церковь Св. Иоанна Предтечи в деревне Бобруйщина23 апреля 1876 года, в день Святого Великомученика Георгия, в деревне Бобруйщина была освящёна церковь во имя Святого Иоанна Предтечи. Согласно документам, это была кладбищенская церковь, приписанная к Псуевской приходской церкви Святого Михаила. Освятил новый храм Глубокский благочинный Александр Котлинский. Уникален декор этого храма, в отделке которого используются элементы древнерусского зодчества.


История одной из самых старинных православных церквей на Глубоччине, церкви в деревне Псуя, остаётся мало изученной. Известно лишь, что в 16 веке это была церковь Святой Троицы, построенная на деньги Евстафия Карсака. В 1841 году в деревне Старая Псуя упоминается приходская церковь Святого Михаила, которая неизвестно когда была построена. О ней упоминается в книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба», которая была составлена в 1861 году. Но уже в «Памятной книжке Виленского генерал-губернаторства на 1868 год» сведений о Псуевском храме нет.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы В 1908 году состоялось торжественное освящение нового храма в деревне Голубичи. Здание новой каменной церкви было построено на государственные средства в типичном ретроспективно-русском стиле, популярном в строительстве сельских церквей. Началось строительство в 1905 году благодаря выделенным Святым Синодом деньгам в размере 3 000 рублей. Храм был построен не в самой деревне, а на расстоянии 2-х вёрст от села, рядом с домом священника. Причём здание старого деревянного храма Успения Матери Божей, который был построен прихожанами в Голубичах ещё в 1840-х годах, являлся действующим на момент освящения новой церкви. Освятил ново построенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы архиепископ Никандр. Это торжественное события произошло 7 сентября 1908 года при огромном стечении прихожан: «Народу собралось так много, что он не помещался в церкви, а стоял на погосте возле церкви и на площади. Красивую картину представляла эта площадь, уставленная бесчисленными повозками и занятая народом…»


Церковь во имя Св. Параскевы-Пятницы в деревне ПлиссаДо приезда в Голубичи Владыка посетил местечко Плиссу и провёл богослужение в местной церкви во имя Святой Параскевы-Пятницы. Интересен тот факт, что в местечке Архипастыря приветствовали представители местной еврейской общины.
Своё летоисчисление местная православная святыня ведёт с 1552 года. С 1822 года при церкви существовало православное братство, о деятельности которого могут рассказать сохранившиеся протоколы и постановления. В одном из протоколов 1867 года имеется запись о необходимости постройки новой церкви, вместо «обветшалой, старой, деревянной…». И уже через 10 лет, в 1877 году был построен новый каменный храм в типичном ретроспективно-русском стиле.


Храм Апостолов Петра и Павла в деревне ПрозорокиВ 1909 году состоялось освящение вновь построенного православного храма в деревни Прозороки. Производил постройку церкви священник Михаил Заклинский, при активном участи местного помещика и землемера землеустроительной комиссии Игнатия Буйницкого. На постройку храма в 1906-07 гг. была выделена из государственной казны сумма в 12 370 рублей. Освятил новый храм 31 мая 1909 года архиепископ Литовский и Виленский, Высокопреосвященнийший владыка Никандр во время своей поездки по Дисенскому уезду. В ходе поездки он посетил церкви в селе Псуя и Блошники, отметив, что в «означенных приходах храмы деревянные, убогие, без куполов, не похожие с внешней стороны на православные храмы», указав «на крайнюю потребность в новых храмах». В то же время, в своей приветственной речи священник Заклинский упомянул о некогда существовавших православных храмах в деревнях Чашки и Зябки. К сожалению, на сегодняшний день подтвердить эту информацию документально не удалось.


Церковь Вознесения Господня в деревне Поречье В ходе своей поездки Владыка Никандр посетил и ещё один Глубокский храм - церковь в селе Поречье. Встречал архиепископа священник Черневичской церкви протоиерей Иоанн Соколовский. Уже издали отметил Владыка оригинальность куполов нового каменного храма, окрашенных в зелёный цвет. Располагается церковь в живописном месте - на высоком холме над озером. К входу в храм вела высокая каменная лестница, по которой и проследовал для богослужения архиепископ. Поречская церковь Вознесения Господня была построена на государственные средства рижским купцом Ломоносовым в 1877 году. Ввиду того, что строилась она наспех и не качественно, ещё трижды её реставрировали (в 1888, и в 1890, и в 1895 году). Ремонт храма в 1890 году был следствием страшного урагана, который значительно повредил крышу храма. Интересен тот факт, что священником этой церкви с 1897 по 1905 год являлся Александр Сергеевич Вераксин. В 1905 году он будет переведён на должность священника Березвечского женского монастыря, а в 1907 году будет избран депутатом Государственной Думы.
В 1980-е годы храм потерял свои оригинальные купола, так как был закрыт и не действовал. Сегодня храм является действующим и содержится на немногочисленные пожертвования прихожан.


С давних времен деревня Черневичи имела свой православный храм. В середине ХVI века, как свидетельствуют архивные документы, деревня была "пана Войны, а в ней храм Николы Чудотворца". В XIX в. действовала здесь церковь Пресвятой Богородицы. Деревянное здание церкви имел довольно простой вид: круглая по форме без внешних и внутренних украшений, алтарь "грубой, топорной работы" не более двух метров квадратных, а входная дверь настолько узкая, что войти в церковь можно было только боком и склонившись. В таком виде увидел церковь преосвященный Иосиф, который в 1872 году проездом по ревизии остановился на отдых в Черневичах. Осмотрев церковь, он заметил: "Однако церковь-то у вас куда как плоха". В ответ отец Вениамин Соколов, настоятель этой церкви, попросил оказать помощь в строительстве нового храма. Акт о критическом состоянии церкви был отправлен губернатору. Тот, выслушав мнение преосвященного Иосифа, отнес вопрос о строительстве новой церкви в Черневичах к разряду первичных. По его приказу был составлен план и разработана смета на 16 тысяч рублей. К сожалению, строительство новой церкви в Черневичах на этом и закончилось.
Храм мученицы Параскевы Пятницы в деревне ЧерневичиПотеряв последнюю надежду построить церковь за государственные средства, отец Вениамин разработал довольно простой архитектурный план и обратился с просьбой выплатить ему жалованье за десять лет вперед в сумме 4000 рублей, которые он пожертвовал на церковь. Но и это предложение осталось без внимания.
В августе 1878 года, проводя ревизию церквей, епископ Владимир остановился в Черневичах. Отец Вениамин рассказал ему, как "строится" новая церковь и очень просил оказать помощь. В ревизионном отчете епископа Владимира церковь деревни Черневичи была отнесена к числу храмов, которые требуют немедленного ремонта. Строительство храма получило реальный толчок. В знак признательности в заново построенной церкви под иконами Спасителя и Казанской Богородицы был помещена надпись: «В память Преосвященнейшего Владимира, Викария литовской епархии, благословившего постройку сей церкви в 1879 году от благодарного".
За строительство новой церкви, которое велось на протяжении семи лет (с 1879 по 1886 годы), взялся губернский архитектор Полозов. Согласно первоначальному плану, церковь выглядела довольно маленькой: длина и ширина - 6,5 метров, а церковные башни только в два яруса. Понятно, что церковь таких размеров не могла вместить всех прихожан довольно большого прихода. Поэтому отец Вениамин неоднократно обращался к архиепископу Литовскому и Виленскому Александру с предложением об уточнении и дополнении архитектурного плана церкви. В результате размеры храма были увеличены на 5 метров, а вместо двух были возведены три яруса колокольни. В знак благодарности прихожане поместили в церкви надпись: «В память Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Литовского и Виленского, содействовавшего во всё время постройки сей церкви с 1881 до 1886 с любвеобильным вниманием".
Церковь мученицы Параскевы Пятницы в деревне ЧерневичиБольшую помощь в строительстве новой церкви оказал отец Вениамин Соколов. На его собственные сбережения было куплено церковного обихода на сумму свыше двух тысяч рублей. Кроме собственных пожертвований на церковь, отец Вениамин организовал благотворительную деятельность. В итоге на пользу новой церкви поступило более 700 рублей от различных частных лиц и 124 рубля от прихожан. Особенностью новой церкви стали два колокола на 10 и 36 пудов, купленные в России.
24 июня 1887 года состоялось торжественное освящение церкви в деревне Черневичи епископом Антонием во имя св. Параскевы. Чрезвычайно большое торжество царило в тот момент, когда шел крестный ход с новой церкви в старую со святыми дарами. Во время всеобщей молитвы пел хор учащихся Черневицкого и Язненского училищ. Надо отметить и тот интересный факт, что на открытии православной святыни присутствовали и люди католического вероисповедания "как из простолюдинов, так и из знати". Так описан этот торжественный момент в «Литовских епархиальных ведомостях».

 

Идут годы, меняется многое в нашей жизни, и только неизменным остаётся оплот христианской веры -- православный храм.

  

.
 TUT.BY