День памяти и скорби

Ежегодно 22 марта вся Беларусь чтит память погибших жителей деревни Хатынь и других населённых пунктов на территории...

В музее презентовали новую выставку

12 марта 2024 года в выставочном зале нашего музея впервые в истории учреждения собралось такое количество творческих и...

Дню защитников Отечества посвящается

Музейщики не могли обойти вниманием столь значимый для многих граждан нашей страны праздник как День защитников...

Презентация выставки прошла в музее

В преддверии Дня памяти воинов-интернационалистов в выставочном зале музея состоялась презентация выставки-реквиема...

На связи Кирьят-Бялик (Израиль)

29 января 2024 года состоялась международная видеоконференция, посвящённая Дню памяти жертв Холокоста. В конференции...

Технология оплетения берестой гончарной посуды

Глиняная посуда, оплетённая берестой, стала 24-м элементом нематериального культурного наследия Витебской области,...

Помнить. Нельзя забыть...

В конце 2023 года вышли в свет два научных издания, посвящённые крайне важным вехам белорусской истории. Книга "Геноцид...

Место поиска затонувшего танка на старой польской карте8 мая, накануне дня Великой Победы, научные сотрудники музея отправились в давно запланированную экспедицию по обнаружению затопленного советского танка. Изучив направление движения боевых частей 1-го танкового корпуса по данной территории, вооружившись старой картой Генерального штаба и загрузив в навигатор довоенную польскую топографическую карту 1933 года, мы отправились изучать местность. Первоочередной задачей было отыскать болотистое топкое место в направлении, указанном Вячеславом Ивановичем Тумчёнком. После обнаружение данного места музейщикам предстояло использовать специальное оборудование для определения наличия большого количества металла. К сожалению, оборудование использовать не довелось, поскольку поиски заболоченного места в указанном районе не увенчались успехом.

В журнале боевых действий 1-го танкового корпуса имеется запись о том, что 1 июля 1944 года 117-я танковая бригада овладела местечком Плисса и продолжала наступление на Глубокое. Ввиду того, что противник взорвал мост на реке Мнюта, бригаде пришлось искать брод в направлении Тушино-Суклино. В ходе боёв за местечко Плисса бригада потеряла 7 боевых машин (сгорело 5 танков Т-34, подбито 2 танка).

Лесной массив, расположившийся у старой дороги Плисса-Тушино между реками Мнюта и Кобылица, был тщательно изучен нами:

Жаль, но версия о затопленном советском танке так и не подтвердилась. Возможно, Вячеслав Иванович просто перепутал место, рассказав нам о том танке, который после войны долгое время стоял на выезде из Плиссы в направлении г.п. Подсвилье. О этом подбитом советском танке вспоминают многие старожилы, вспоминает о нём и Валерий Васильевич Дудько из г.п. Подсвилье в своём письме редакции газеты “Веснік Глыбоччыны”:
В 50-е годы прошлого столетия недалеко от старой дороги (грунтовой), которая вела из районного центра Подсвилье в Плиссу, почти сразу, как минуешь подъём в сосновом перелеске и выедешь на открытое пространство (примерно в 1,5 км от Плиссы) с правой стороны от дороги в незначительно заболоченной пойме стоял танк. Впервые я увидел его, когда ехал в пионерский лагерь, который открылся в летнее время в Подсвилье и имел статус областного (на то время Полоцкой области). Это было в 1950 году, я на тот период учился в пятом классе Прозорокской средней школы.
Учитывая приобретённый в дальнейшем жизненный опыт и те знания, которые пришли ко мне гораздо позже, предполагаю, что по внешнему виду (корпус, башня, калибр орудия) танк похож на советский средний танк “Т-34” ранних модификаций. Видел я его потом и в 1951 году и позже, но когда его убрали, точно не знаю. В конце пятидесятых, начале шестидесятых годов минувшего столетия по рассказам жителей Плиссы и окрестных деревень я неоднократно слышал утверждение о том, что танк, о котором идёт речь, был подбит артиллерийским огнём противотанковых орудий врага, которые расположились в западном направлении по ходу движения советского танка.
Не смею утверждать, что всё было именно так, но такие разговоры велись тогда повсеместно и, по всей вероятности, не были безоснавательными. К большому сожалению, почти никого из тех, кто рассказывал мне обо всём, что связано с этим танком, к настоящему времени не осталось в живых. Но я уверен, что есть в Плисском сельсовете люди, которые видели танк и знают хотя бы кое-что о судьбе самой боевой машины и его экипажа, о том, что происходило в жарком июле 1944 года в нашем районе.