Дата календаря

15 января исполняется 82 года со дня образования Глубокского района. Это не просто памятная дата, но и хороший повод...

В будущее вместе

4 января 2022 года в коллективе нашего учреждения состоялась диалоговая площадка по обсуждению проекта изменений и...

С Новым 2022 годом!!!

Сотрудники нашего музея подготовили новогодние поздравления на основе личного и трудового опыта. С Новым годом...

Первые детские партизанские чтения

Декабрь 1942-го — особая дата в истории г.п. Бегомль. Партизаны бригады «Железняк» в результате двухдневной осады и...

За новогодним настроением - в музей!

В преддверии новогодних праздников приглашаем вас присоединиться к нашей PR-акции "Новогодний сюрприз в музее"! ...

Современные технологии на службе истории

В нашем музее появился новый приятный бонус для индивидуальных посетителей - QR-коды. С их помощью любой желающий на...

Диалог с руководством состоялся

Начальник управления культуры Витебского облисполкома Подгурский Пётр Николаевич провел личный прием граждан,...

Одним из видов туризма, который массово развивается в нашей стране в последнее время, является гастрономический туризм. Его суть заключается в стремлении познакомиться со страной через призму национальной кухни. Но чтобы заинтересовать туриста белорусскими кулинарными особенностями, ему необходимо предлагать по-настоящему аутентичные блюда, традиции приготовления которых передаются из поколения в поколение.

Пожалуй, первое, что приходит в голову, когда думаешь о нашей национальной кухне - знаменитые белорусские драники. Но не только их могут предложить туристам отечественные мастера кулинарии. В каждом регионе Беларуси до сих пор есть старинные рецепты уникальных блюд, которые могут заинтересовать любителей вкусно покушать. Некоторым из них посчастливилось быть внесенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, что должно способствовать их надежной сохранности. Гастрономические особенности Глубоччины в этом списке представлены тремя проявлениями кулинарного наследия нашего края: блюдами «Клёцки с душой» и «Масленый баран», а также технологией выпечки ржаного хлеба.

Погребальный обряд занимал особое место в традиционном мировоззрении белорусов, поскольку предусматривал систему ритуальных действий, религиозных верований и предписаний, призванных символизировать смерть человека и его переход в мир предков (умерших). Погребальные обряды уходят корнями в древние времена, и это было связано прежде всего с верой в душу и загробный мир, важностью сохранения связи поколений, существованием древнего культа предков. Это наложило отпечаток на культурное развитие белорусского народа и повлияло на другие его аспекты. Большинство традиций погребального обряда сохранились до наших дней, в том числе поминание усопших. Поминальная служба проходила как в определенное время - после погребения, так и в строго отведенные дни, которые назывались Дедами.

Поминальный стол белорусовДеды - поминальный обряд, ритуальный обед в память умерших родственников. В некоторых случаях термин «деды» имел другое значение – дедами называли души умерших предков, а также ритуальную пищу, приготовленную на день поминания. В самом архаичном виде Деды сохранились только у белорусов.

Дедов у белорусов, как и по церковному уставу, четверо: зимние (Масленичные) - перед Масленичной неделей, весенние (Радоничные) - на Радоницу, летние (Духовские, Троицкие) - в субботу перед Троицей, осенние (Дмитровские, Великие, Богатые) - перед Дмитриевым днём. В некоторых регионах Беларуси чествуют до шести Дедов. Но наиболее значительными всегда были осенние Великие Деды.

«Клёцки с душами» - популярное блюдо, распространенное на западе Витебской области, в том числе в Глубокском районе. Блюдо получило свое название от начинки, которая находится в середине клёцки и носит название «душа». Изначально клёцки были ритуальным блюдом поминального стола, о чём писал Рыгор Бородулин в стихотворении «Чышчу бульбу»:

Там бульбай адбывалі
Святы ўсе:
На клёцкі бульбу дралі на хаўтуры,
З душамі клёцкі дзень віталі хмуры
У кроплях пары,
Нібыта ў расе.
I на Дзяды таксама клёцкі елі,
Напаміналі, што не вечна ў целе
Душа святло дрыготкае нясе.

Картина, которая передаёт процесс приготовления колдуновКлёцки, и не обязательно «клёцки с душами» считались обязательным блюдом на поминках. Устойчивое выражение «пригласить на клёцки» в нашей местности означало «пригласить на поминки». В этом случае начинка (например, фарш) - символ души, а оболочка (с тёртого отварного картофеля) - тело. Хотя любители мистики трактуют его несколько иначе. Мол, если разрезать свежеприготовленную клёцку - изнутри поднимается ароматный пар. Он и является «душой».

Со временем блюдо из картофеля стало настолько популярным, что клёцки стали готовить по выходным и праздникам. Краевед Иван Волков описал один из рецептов их приготовления на Глубоччине в рукописной книге “Дыяменты роднай мовы”. Вот что он пишет о блюдах из картофеля:

Клёцки. Измельченный картофель выдавливаем через марлю. Когда крахмал осядет, его весь добавляют в отжатый тертый картофель, взбивают два яйца, соль, тщательно перемешивают. Готовят фарш из свинины и говядины с добавлением лука, перца, лаврового листа, сала. Берем картофельное тесто, делаем лепешку с углублением внутри, куда кладём кусок фарша, мясо вдавливается в тесто и раскатывается в ладонях. Клёцки бросаем в кипящую воду, слегка подсаливаем. Через полчаса они будут готовы. Готовить клёцки лучше всего в просторном котелке или кастрюле, чтобы можно было легко их перемешать во время варки. Ешьте клёцки со сметаной, свежеприготовленной капустой или с соком, в котором они были приготовлены. Клёцки - один из основных продуктов поминальных блюд.

Когда же впервые в письменных или литературных источниках упоминаются «клёцки с душой»? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью музейных экспонатов.