И жажду утолит и душу веселит...
История белорусских напитков, как безалкогольных, так и алкогольных, уходит в далекое прошлое. Мёд диких пчел, который наши предки добывали путём бортничества, использовали не только в натуральном виде, но и готовили из него слабоалкогольный напиток - медовуху. Для его приготовления мёд разводили в холодной воде, добавляли дрожжи, хмель и тщательно перемешивали. Для получения специфического запаха и вкуса клали разные коренья, цветы и травы. Будущий напиток выдерживали в деревянной бочке 6-8 дней в прохладном месте. Медовуха широко использовалась в празднично-обрядовой жизни белорусов. Молодожены пили медовуху не только на свадьбе, но и целый месяц после торжества. Отсюда и выражение - "медовый месяц".
Среди безалкогольных напитков наибольшей популярностью у белорусов пользовался берёзовик (или кленовик). Берёзовый или кленовый сок издавна массово заготавливают весной. Так как собранный сок быстро портится, старались использовать его свежим. Для длительного хранения в бочку с берёзовым соком добавляли пророщенные и обжаренные ячменные или ржаные сухари, ячменный солод, пророщенные бобы, дубовую треску. Затем бочку помещали для брожения в тёмное прохладное место (или просто закапывали в песок) на 4-6 недель. Такой напиток можно было хранить до сенокоса. Летом берёзовик часто использовали для приготовления холодника (окрошки).
Хлебный квас был традиционным безалкогольным напитком белорусов. Готовили его на основе хлеба и воды, с добавлением мяты, чабреца, мёда. Пили квас круглый год, особенно в летнюю жару. Сегодня известны многие отличия в приготовлении этого напитка белорусами. Например, на Глубоччине хлебный квас готовили по следующему рецепту: «Поджаренные хлебные корочки — «квасины» заливают холодной водой и оставляют на одну неделю для закваски. По мере того, как квас выпивался, добавлялась вода и добавлялись новые «квасины». И квас, и берёзовик были очень популярны на наших землях еще со времен Великого княжества Литовского.
Еще один рецепт приготовления глубокского хлебного кваса приводит в своей рукописной книге «Дыяменты роднай мовы» Иван Иванович Волков. Он пишет: «Равгеня - хлебный квас готовился следующим образом. Рожь проращивают до появления всходов, затем сушат и измельчают. Получался солод. Готовили кипяток и заваривали в нем солод. На 2 литра воды брали один фунт солода - 400 граммов, ставили заварку в тёплое место, добавляя в остывшую заварку немного закваски из хлебной дежки и, тщательно размешав, ставили равгеню в тёплое место для подслащивания, затем (через два дня), наливали в тот же сосуд восемь литров родниковой сырой воды, встряхивали и давали отстояться в течение суток, после чего равгеня была готова к употреблению. Летом, когда было жарко, пили равгеню. Во время Великого поста с равгеней ели хлеб, печёную картошку, кашу. Когда равгеня спивалась до густоты, её снова доливали родниковой водой, давали время постоять и снова пили».
Сбитень – популярный безалкогольный напиток белорусов. Этот душистый хмельной напиток, в состав которого входят мёд, пряности и травы (шалфей, зверобой, имбирь и др.), известен с древних времён. Его пьют как горячим, так и холодным. В горячей воде смешивают вышеперечисленные ингредиенты до полного растворения, доводят жидкость до кипения и добавляют приправы. Варят до того времени, пока приправы не отдадут все свои ароматические и вкусовые свойства. Однако большим спросом на ярмарках пользовался слабоалкогольный сбитень, в который добавляли хмель. На Витебщине из смеси редьки, мёда, хрена и соли готовили «крестинный сбитень» — ритуальный напиток, который бабка подносила отцу новорожденного.
Пиво было древнейшим слабоалкогольным напитком, потребляемым нашими предками еще со времен Полоцкого княжества. Однако документальные свидетельства употребления пенного напитка встречаются только во времена Великого княжества Литовского. В то время на белорусских землях начали действовать «пивные» законы. В 1546 году при дворе Великого князя даже была введена должность пивовара, который заведовал великокняжескими погребами и поставками пива к княжескому столу. В государственном документе Великого княжества Литовского под названием «Устава на валокі» пиво признавалось таким же продуктом повседневного потребления, как и хлеб. Во время обязательной четырёхдневной летней талоки панский двор был обязан обеспечить парабков «хлебом и пивом». Стандартной суточной нормой шляхтича в то время было полгарца большого или малый гарнец (около 2,8 литра). Статут ВКЛ 1588 года предусматривал штраф за повреждение насаждений хмеля и регулировал количество напитка, разрешённого для производства.
Горячее пиво с мёдом, сваренные в пиве колбасы и другие блюда из пива были настоящим украшением белорусского стола. На протяжении веков шляхетский завтрак невозможно было представить без особого пивного супа, который обычно заправляли сырыми яичными желтками, сметаной, творогом и различными специями. Этот суп был популярен на территории ВКЛ, большим любителем этого блюда был король и великий князь Сигизмунд Старый.
В XVІ веке на наших землях стали появляться первые пивоварни (винокурни), на которых варили пиво, как говорится, в промышленных масштабах. В каждом приличном имении были свои солодовни, где «выращивали» солод, необходимый для приготовления пивного напитка. Пиво пили по праздникам и на больших семейных торжествах. В деревнях пиво варили из ячменя с добавлением хмеля, мёда, душистых трав. Состав компонентов и технология варки пива определялись народным календарём, в зависимости от которого пиво называлось покровским, дмитровским, михайловским, никольским. В зависимости от места варки пиво называлось шляхетским или монастырским.
Прерогатива пивоварения в Западной Европе принадлежала в первую очередь монастырям. Их уставы позволяли монахам употреблять этот напиток в умеренных количествах. Во времена строгого поста пиво вообще было чуть ли не единственной разрешённой пищей. В описи Глубокского монастыря монахов кармелитов босых, которая была составлена в начале ХІХ века, мы находим интересные сведения о монастырской винокурни: «при монастыре были построены каменные винокурня на две печи и два котла, а также солодовня с двумя печами и пристройкой, где выращивали солод».
В начале ХХ века на Беларуси насчитывалось 47 пивоваренных заводов, производивших более двух миллионов ведер пива в год. Пивоварни располагались в 33 населённых пунктах, в том числе в местечке Глубокое.
Рецепт домашнего глубокского пива приводит в своей книге Иван Волков: «Бражку (домашнее пиво) готовили так. Из ячменя делали солод, добавляли ржаной солод и заваривали его кипятком, как равгеню, добавляли немного сахара, опускали дрожжи. Для придания оттенка пиву, использовали отвары или настойки зверобоя или липового цвета. На десять литров кипятка отвара зверобоя или липового цвета, брали 2 килограмма ячменного и полкилограмма ржаного солода, полкилограмма сахара, 100 граммов цветков хмеля, все сливали в бидон, добавили 200 граммов дрожжей и плотно закрыв, на 3 дня ставили в тёплое место. Дрожжи ходили три дня. На четвёртый день бражку процеживали через марлю, выдерживали ещё трое суток и подавали на стол».
Употребление крепких алкогольных напитков исторически не характерно для белорусов.