"Организация и проведение мероприятий в музее в рамках празднования Международного дня музеев"

Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев.  Для сотрудников музеев этот день является не только праздникам, но еще и днем напряженной работы. Стало уже хорошей традицией в этот день открывать двери музеев для всех желающих и представлять новые выставки и уникальные музейные экспонаты. С каждым годом набирает популярность проведение "ночи музеев".

На музейной площадке. 18 мая 2011Глубокский музей вот уже много лет подряд предлагает своим посетителям в этот день необычное мероприятие - интерактивную программу "Забавы в стиле ретро" с демонстрацией предметов традиционного быта белорусов. Мероприятие проводится под открытым небом на площадке при музее. В этот день многие музейные предметы из научно-вспомогательного фонда музея покидают свои полки в фондохранилище и переносятся на музейную площадку, где, по задумке сотрудников, они "оживают". Задача такого "оживления" музейных предметов - показать  функциональное назначение их и использование в повседневной жизни наших дедов и прадедов. Не каждый музейный сотрудник, не говоря о рядовом посетителе музея, знает и может правильно разжечь самовар или намолоть муки посредством жерновов. А кто из нашей молодежи умеет держать в руках столярный инструмент или гладить белье с помощью валика и качалки? Рассказать и, главное, показать  посетителям, как это делали раньше - вот главная цель мероприятия.

Идея организовать и провести в такой день мероприятие на площадке при музее появилась после изучения и многостороннего анализа музейных предметов этнографической коллекции. Оказалось, что в музее много интересных и сохранившихся в рабочем состоянии  этнографических предметов, которые занесены в научно-вспомогательный фонд.Во время мероприятия. 18 мая 2009

Такие музейные предметы были отобраны и разделены на группы по их функциональному назначению:

столярные инструменты и приспособления;

инструменты для обработки и хранения зерна;

инструменты и приспособления для обработки льна;

предметы домашней утвари и посуда;

музыкальные инструменты и приспособления.

После отбора все предметы тематически были размещены на площадке у музея. Надо отметить, что эта площадка - не заасфальтированная ровная площадь, а красивый минипарк с разными цветами, деревьями и зеленым газоном. Каждый, кто в этот день проходил у музея, не оставался безразличным к тому, что проходила на площадке. Под звуки старого патефона в сочетании с вальсами и польками самодельной гармошки посетители по-настоящему дотрагивались до нашей истории. Брали в руки толкач и начинали в ступе обрабатывать зерно на крупу, или из обычного лыка пытались плести лапти.

На музейном мероприятии. 18 мая 2009 годаЖенщины пытались перенести воду в ведрах посредством коромысла или, как настоящие хозяйки, посредством вилок поставить горшочек в "печь". Мужчины осваивали столярный инструмент: ручную дрель, рубанки, фуганок, тесло и др. Для пожилых людей такое мероприятие стало ярким напоминанием их детства или юности. Молодежь получила неповторимые впечатления от соприкосновения со своим прошлым, нашей историей. А помогали им в этом научные сотрудники музея, которые весь день находились рядом с экспонатами. Они с удовольствием вели разговор с каждым, кто заходил на музейную площадку, демонстрируя посетителям не только свои теоретические знания, но и практичные навыки владения музейными экспонатами.

С каждым годом такой способ проведения музейного мероприятия приобретал все большую популярность средь жителей и гостей города. Большой интерес такая форма работы с музейными предметами получила среди учителей и учеников школ города и района. В этот день они старались обязательно навестить наш музей и прикоснуться к тем "носителям истории", о которых читали в книжках на уроках истории. Специально для таких посетителей (в особенности учеников начальных классов) и была доработана интерактивная часть нашего мероприятия. Ее идея - показать маленькому посетителю, как посредством обычных домашних вещей наши бабушки и дедушки в свое время организовывали игры и развлечения, как проводили свой досуг. Ребята брали в руки музейный предмет не только для того, чтобы узнать о его функциональном назначении, но и использовали его при проведении народной игры.Помощь молодым. 18 мая 2009 года

На площадке у музея.2009Например, белорусская народная  игра "Казна". Проводилась она посредством музейного предмета - корзины и обычных сосновых шишек. В игре ребята смогли продемонстрировать не только свою ловкость, но и скорость реакции. Перед тем, як начать игру, ребята слушали рассказ о том, как плели корзину, как использовали его  в повседневной жизни наши предки. Потом они отгадывали загадки, и начиналась игра. Количество участников игры не ограничена. Сотрудник музея выступает в роли "казначея". В руках он держал лукошко, в котором находилась так называемая "казна"(шишки). А смысл игры заключается в следующем: ребята становятся в круг, бросают свои шишки в центр и отворачиваются. "Казначей равняет казну" - забирает одну или несколько шишек. Потом отходит в сторону и говорит "Вор идет!". Ребята поворачиваются и стараются схватить одну шишку. Тот, кому "казны" не хватило, выбывает из игры. Побеждает участник, в руках которого осталась  последняя шишка.

Такая форма познания музейного предмета, как считают наши сотрудники, является наиболее привлекательной для детской категории посетителей. Через игру ребята познают историю своей стороны не хуже, чем через обычный рассказ музейного экскурсовода. А сколько эмоций и радости несли они после посещения нашего мероприятия!

Подводя итог, надо отметить, что при наличии интересных этнографических предметов научно-вспомогательного фона, образованности и коммуникабельности научных сотрудников музея можно организовать и провести познавательное мероприятие. При этом музейный праздник становится по-настоящему праздником, как для посетителей, так и для сотрудников музея.  Не надо ждать ночи, праздник может длиться целый день.

Под звуки патефона. 18 мая 2009 

Изучаем народные ремёсла. 18 мая 2010Как прадед мой. 18 мая 2011


 

  

.
 TUT.BY