Виртуальная выставка "ВЕЧНЫЙ СТРАННИК"

Язэп Драздович.1939.«Хаджу паміж Мнютай і Аутай

па хатах, малюючы людзям…

на сваёй радзіме… даўгі ёй аддаю»

Язэп Драздович.

Отрывок из дневника.

 

 

 

 

Многие жители Глубоччины помнят странствующего художника, который рисовал самодельные ковры для их домов, записывал народные песни и предания. Это был Язэп Драздович.

За исключением семи лет военной службы в царской армии, жизненные пути Язэпа Драздовича не выходили за границы родной земли и, в большей степени, милой с детства Дисненщины. В 1920-х годах, во время странствий по Западной Беларуси, художник создает уникальные графические альбомы - сотни рисунков, посвященных памятникам древнего зодчества многих населенных пунктов Беларуси. Его зарисовки городищ и курганов, замков и храмов, гумен и домов и на сегодня являются историческим источником для исследователей и этнографов.

Кармелитский костёл и монастырь.1925. графика Коптевка. 1925. графикаДорога на Глубокое. 1925. графика

 

 

В июне 1933 года Драздович направляется на свою маленькую родину - Дисненщину. Так начинается новый период в жизни и творчества нашего земляка. Здесь, "между Мнютой и Аутой", родились многие живописные произведения художника. Вернувшись из своих нелегких путешествий, Дроздович вынужден был помогать брату, который арендовал землю и жил в вечной заботе о своей семье. Вместе с Михасём Машарой  и Янкой Почёпкой создаёт культурный кружок в Летниках. Ежегодно летом отправлялся в очередное путешествие. Художник шел от деревни к деревне и для гостеприимных хозяев рисовал настенные ковры. Простые домотканые холсты, писанные казеиновыми или масляными красками, они предназначались для художественной отделки деревенских домов. Вот что писал о этом Драздович в своем дневнике:

"1933 год.

От месяца июля вплоть до конца месяца сентября отдался ради развития в народе художественного эстетичного чувства и раскрашивал для приглашающих на простом деревенском, самотканом окрашенном на черное холсте ковры с лунными ночными пейзажами на сердцевинах…"

Стены кармелитского манастыря.1925.графика. Церковь в деревне Сороки.1926.графика.Местечко Глубокое.Вид на костёл.1925.графика.

1934 год.

Лето и осень старого года истратил на странствования от деревни к деревне, от дома к дому - рисуя, ради спасания себя от безделья, для деревенских девушек и женщин настенные ковры, а в промежутках времени, когда не имел заказов, то туда, то сюда к малочисленной родне и знакомым.

…безделье. А когда и была когда где какая работа по декоративному художеству, как ковры, каких я в прошедшем году нарисовал около тридцати штук, по три и по четыре злотых за штуку (смотря по величине), то все это пошло на ростовщической цены махорочное курение и сами художественные материалы. Одно только то, что во время работы продукты и жильё  ничего не стоили, где работаю, там и питаюсь. А закончив работу, когда нет новой, иди куда хочешь - хочешь "домой", которого не имеешь, хочешь в гости за верст двадцать или тридцать, когда есть куда и к кому, когда здоровье на переходы позволяет.

Неизвестная страна.1933. Дыван-маляванка.Пуньки.

1935 год.

Конец января и первую, большую, половину февраля провел на домашней работе в деревне Веретеях, рисуя для местных девчат ковры, гоня под общий занавесочный стиль, с пейзажами на сердцевине. Для Верки - красные занавески с лунной ночью. Для Марили - зеленые занавески с зимней улицей деревни. Для Сони и Любы - также зеленые, только для первой с утром над озером, а для второй - с зимней дорогой, с покрытыми инеем березами лужецкой дороги. На остатке для А.Т. - синие занавески с Виленской замковой горой на сердцевине. Сделал маленький коврик и для А.Ровды, который из приятельских чувств затянул меня сюда в Веретеи на заработок. На остатке надоела мне эта работа - из дня в день «тарчэць» стоя около распятых на стену постилок… Бросил и пошел в Летники на несколько дней отдыха…

С осени вплоть до самых Святок работал без перерыва, декорируя крестьянские дома саженных размеров красочными коврами в районе села Шкунтиков. И нарисовал за все это время около десятка штук так называемых «ковров».

1937 год.

Месяц февраль провел на пущи Цитавизна, на родине своей, представляя там для своих  родственников два портрета - один свекра племянницы Янины Д[раздовичан]ки, а второй ее отца Стефана в Озёрках. Пусть останутся на память внукам."

Дыван-маляванка. Дыван-маляванка.Дыван-маляванка

 

 

Видимо, что эта работа была не просто ради куска хлеба, а ради эстетичного воспитания народа. Художник ощущал нужду сельчан в рисованных коврах, которые с каждым годом приобретали  все большую популярность. Ковры дядьки Язэпа имели отличительный и неповторимый характер. Сохраняя народные традиции при написании ковров, художник всегда добавлял нечто свое, отличительное. Популярность Драздовича как мастера рисованных ковров ширилась от Германовичей до Дисны, от Глубокого до Браслава. Каждая хозяйка считала за честь иметь коврик самого Язэпа Драздовича.

Последнее известное произведение художника датируются 1954 годом. Это "Заколдованный замок". На нем - один из характерных мотивов, который часто встречается на рисованных коврах: воин с остроконечным копьем около каменного замка…

 

  

.
 TUT.BY