Дата календаря

15 января исполняется 82 года со дня образования Глубокского района. Это не просто памятная дата, но и хороший повод...

В будущее вместе

4 января 2022 года в коллективе нашего учреждения состоялась диалоговая площадка по обсуждению проекта изменений и...

С Новым 2022 годом!!!

Сотрудники нашего музея подготовили новогодние поздравления на основе личного и трудового опыта. С Новым годом...

Первые детские партизанские чтения

Декабрь 1942-го — особая дата в истории г.п. Бегомль. Партизаны бригады «Железняк» в результате двухдневной осады и...

За новогодним настроением - в музей!

В преддверии новогодних праздников приглашаем вас присоединиться к нашей PR-акции "Новогодний сюрприз в музее"! ...

Современные технологии на службе истории

В нашем музее появился новый приятный бонус для индивидуальных посетителей - QR-коды. С их помощью любой желающий на...

Диалог с руководством состоялся

Начальник управления культуры Витебского облисполкома Подгурский Пётр Николаевич провел личный прием граждан,...

Белорусским Леонардо да Винчи называл живописца, графика и скульптора Язепа Дроздовича, 133-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, его друг – художник Петр Сергиевич. При этом добавлял, что «феномен Дроздовича» заключался в том, что у него получалось все, за что бы он ни брался.Автопортрет

“Які раней за ўсіх Калумбаў свету на многіх перагасцяваў планетах…”

Эти строки белорусский поэт Максим Танк посвятил своему современнику Язепу Дроздовичу. Тот самый Максим Танк, который когда-то нещадно раскритиковал поэму нашего земляка “Трызна мінуўшчыны”. Однако, ставя под сомнение поэтические способности Драздовича, о его художественной и исследовательской работе классик высказывался уже совсем по-другому: "Редкий клад, которому когда-то и цены не будет".

Действительно, вряд ли найдется среди уроженцев Глубоччины такая же разносторонняя личность, как Язеп Дроздович. Он был и археологом, и этнографом, и поэтом, и писателем, и скульптором, и резчиком по дереву... И даже неплохим хиромантам! Однако современникам дядька Язэп наиболее известен как талантливый художник. С самого начала своей творческой деятельности Язеп Нарцизович проявил себя как художник исторической темы, которую не покидал до конца жизни. Это и серии графических работ («Дисенщина», «Древний Минск», «Заславль», «Глубокое», «Новогрудок и Новогрудчина» и др.), которые можно смело считать отличными источниками по изучению истории архитектуры Беларуси; и живописные картины с изображениями исторических личностей нашего края («Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя», «Погоня Ярилы», «Песня Баяна», «Перстень Всеслава Чародея», портреты Франциска Скорины и Франтишка Богушевича). 

Предупреждающий знак на краю кольца Сатурна.1931 г.А еще дядька Язеп, как ласково его называли знакомые, стал родоначальником космической темы в изобразительном искусстве. Интересоваться космосом Драздович начал еще в детстве. Мать всегда говорила ему: "Учись и узнай небесные беги. Это самая большая тайна Вселенной ". И он учился! С увлечением "проглатывал" одну за другой книги на астрологические темы, и его воображение все отчетливее вырисовывало далёкие планеты с изумительной природой, заселённые разумными существами. Точно известно, что одно из первых "космических путешествий" произошло с ним во сне в 1914 году, когда Язэп Нарцизович служил в армии. Нет сомнений, что «полёты» на далёкие планеты продолжались и дальше, пока в 1930-х годах не вылились в несколько живописных серий - «Жизнь на Марсе», «Артаполис», «Жизнь на Венере» (1931) , «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне»(1932), «Космос» (1940). В 1931 году художник издал брошюру по астрономии "Небесные беги""Нябесныя бегі". Вильно, 1931 Язэп Драздович был уверен, что если и не все, то большинство планет Солнечной Системы заселены. Сегодня, возможно, кому-то такое мнение кажется, по меньшей мере, наивным. Однако размышления художника не противоречили научным взглядам того времени. Да и так ли уж много мы знаем о космосе сегодня? Даже самый ближайший от нас космический объект – Луна, изучен очень мало. Обратную сторону Луны люди смогли увидеть только в 1959 году с помощью советской космической станции. А между тем, именно на спутник нашей Земли чаще всего отправлялся в своих грёзах художник Дроздович. В своих дневниках он оставил достаточно подробное описание чудесного мира Луны. Согласно этим записям, небо на Луне бесцветное, седое, ночью звезд на нем не видно. Воздух же чистый, прозрачный. Природа достаточно разнообразная, хотя по сравнению с Землей - бедная: есть реки, озера, болота, грунт почти повсеместно покрывается толстым ковром желтого мха, травянистыми растениями, небольшими кустарниками. Кое-где встречаются и деревья.Лунный город Артрополис (1934-1935)

Однажды, во время своих «путешествий», Драздович встретил представителя животного мира Луны: "четвероногое чудовище - кот, не кот, ящер, не ящер - кожа черная, как жук, туловище тощее и длинное, ноги короткие, а голова круглая, как кочан, рот широкий, нос, глаза круглые, большие - по яблоку, и блестят". Ну и конечно, на Марсе живут разумные человекоподобные существа - селениды или луниды. Телом они очень похожи на землян, только немного выше и более худощавые. Безволосые, плосколицые, коротконосые, с малыми, узко посаженными между собой глазами и очень длинными челюстями, опущенными клином на грудь. Как и земляне, луниды отличаются между собой цветом кожи - у одних она светлая, у других - темная. Отличается и уровень развития народов, что населяют луну. В одной местности он «видел» существ, живших в тусклых вырубленных в скалах пещерах с небольшими окошками. В этом жилье нет никакой мебели или домашней утвари, и даже одежду (светлые плащи) жители надевают только перед выходом на улицу. Вместе с тем, на Луне существуют и города (например, Трывеж ) с каменными зданиями и парками, которые освещаются электрическим светом, а в гости друг к другу луниды отправляются на поездах в комфортных вагонах. Такой виделась жизнь на Луне Язепу Дроздовичу. И он не сомневался, что все увиденное им в “самнамбулічных снах” - реальность. " Кто этому не верит, пусть проверит через телескопы, и я уверен, что большинство того, что мной описано, увидит как на ладони" - так написал художник в своем дневнике.

Цирк Платона. Веранда Спасения. 1932 г.Страна «Hesperis» на Марсе. 1932 г.Недалеко от цирка Коперник (Гнездо). 1932 г.В прибрежных скалах. Из серии «Жизнь на Венере». 1947 г.Встреча весны на Сатурне. 1932 г.Сатурнянин. 1931 г.Природа луны. Обезвоженный цирк. Радниковый кратер с каскадами и хвойными пальмами. Из альбома "Космовидение". 1947 г.Искусственная плотина моря на Марсе. 1932 г.Оборонительный город. К северу от Моря Опасностей. 1932 г.Академия. Марсианская школа под открытым небом. 1932 г.Город на Марсе.1933 г.Марсианин-педагог. 1931 г.Каменоломня в пустыне на Марсе, 1931 г.Тривеж. 1933 г.

Умер художник в 1954 году. Через три года на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник, а чуть позже Белка и Стрелка бросили взгляд на нашу планету через иллюминатор. В 1961 году совершил свой исторический полет Юрий Гагарин. Началась эра освоения космоса человеком. Стало реальностью то, о чем так долго мечтал наш знаменитый земляк. И пусть американский астронавт Лэнс Армстронг, который первым из людей ступил на поверхность Луны, не встретился с лунидами, и не гостил в тайном городе Трывеж - космос дядьки Язэпа по-прежнему остается интересным и захватывающим.