«Экспонат для любопытных или из тайников музея»
В фондах каждого музея хранятся предметы, среди которых можно найти настоящие раритеты. И наш музей не является исключением из этого правила. С несколькими раритетами Глубоччины уважаемых посетителей нашего сайта познакомит виртуальная выставка «Экспонат для любопытных или из тайников музея».
Наиболее древними раритетами Глубокского музея являются печные изразцы, скорее всего, местного изготовления, возраст которых насчитывает около четырех веков. Причем, два образца старинных изразцов нашего музея интересны не столько своим возрастом и неплохой сохранностью, сколько, в большей степени, оригинальными рисунками. Их наружные пластины украшены зооморфными рельефами и вогнуты внутрь. К низу внешней пластины обеих плиток прикреплена румпа, придающая обратной стороне плитки вид открытой коробки. С помощью этой румпы изразец крепился к печи. Очень похожие на первый взгляд, они имеют и существенные отличия: наружная пластина одного из них покрыта зелёной глазурью, другая – терракотовая, что однозначно было дешевле и проще в изготовлении.
И все же, в первую очередь, обращают на себя внимание очень яркие изображения экзотических животных, под которыми автор изразцов явно имеет в виду львов. Вряд ли он когда-либо видел льва вживую, но некоторые характерные черты этого хищника им были переданы точно. Создается впечатление, что основой для рисунка послужило геральдическое изображение, ведь бросается в глаза и практика изображения подобных животных - в профиль, с вытянутыми когтями и языком, изогнутым хвостом.
В отделке какой из глубокских печей использовались эти изразцы? Сегодня, спустя четыре века, найти ответ на этот вопрос непросто. Возможно, изразцами были украшены печи кармелитского монастыря, который существовал в Глубоком в XVII-XIX веках. Или, может быть, ими были украшены печи укрепленного двора Корсаков, владевших Глубоким и его окрестностями на протяжении многих столетий. В любом случае, упомянутая выше керамическая плитка имеет прямое отношение к истории Глубокого и является важным свидетельством исторического прошлого города.
Фарфоровые статуэтки "Девочка с собачкой" и "Девочка на коньках" производства Полонского завода художественной керамики созданы во второй половине 1950-х – 1960-х годах. Авторами скульптурных композиций выступили художники Светлана Владиславовна Галембовская (Болзан) и Оксана Левонтьевна Жникруп. Их художественные работы детской тематики пронизаны веселым и игривым настроением. Полихромная роспись на фигурки нанесена вручную.
Производство фарфоровых изделий в украинском городе Полонное известно с конца XIX века. На новый уровень оно вышло после преобразования в 1956 году местной артели «Керамик» в Полонский завод художественной керамики. Используя работы собственных художников и скульпторов, а также мастеров Киевского экспериментального художественно-керамического завода, с середины 1950-х годов предприятие приступило к выпуску серии ярких и экспрессивных персонажей, к которым, безусловно, относятся «Девочка с собачкой» и «Девочка на коньках».
Бронзовые поддужные колокольчики, изготовленные в селе Пурех Нижегородской губернии. Колокольчики такого типа подвешивались под дугами почтовых и курьерских троек и имели сигнальный смысл, фактически исполняя функцию почтовых рожков. Но большой популярностью они пользовались и среди простых жителей, приобретая при этом иное – художественно-эмоциональное значение. Неоднократные попытки властей ограничить их использование исключительно почтовой службой не дали желаемых результатов: на протяжении всего XIX века поддужные колокольчики оставались в широком народном употреблении. На сегодняшний день известно большое количество самых разнообразных форм поддужных колокольчиков.
Благодаря круговым надписям, сделанным на юбке поддужного колокольчика, мы можем определить мастерскую, место и год создания. Например: «МАСТЕРЪ ФЕДОР ВѢДЕНЕВЪ 1873». Мастер-литейщик Фёдор Алексеевич Веденеев был одним из наиболее известных пуреховских производителей поддужных колокольчиков. Его продукция славилась высоким качеством и мелодичным звоном.
Село Пурех было одним из молодых центров производства поддужных колокольчиков. Тем не менее, выдержав конкуренцию с аналогичными образцами других городов, к концу XIX века пуреховские колокольчики приобретают большую популярность и выходят на первые позиции не только в Российской империи, но и далеко за её пределами.