Необычная находка

Стало уже доброй традицией, когда найденные на чердаках старых домов или на просторах интернет-аукционов предметы...

Приглашаем на выставку!

С 15 октября по 28 ноября 2020 года в музее будет работать интерактивная выставка сказок. Приглашаем всех от мала до велика...

«Дорога памяти»

В сентябре 2019 года на территории Глубокского района проходила акция памяти «Во славу общей Победы», посвящённая 75-летию...

В музее работает выставка «Агроном из Летников»

В октябре-ноябре 2020 года в нашем музее проходит необычная выставка «Агроном из Летников», посвященная 130-летию со дня...

Вопросы IV тура квиз-марафона «О той земле, где родился ты»

Подходит к финишу исторический квиз-марафон «О той земле, где родился ты», который на протяжении последних месяцев...

Научно-практическая конференция «Беларусь, Глубокский край и Эдвард Войнилович»

Научно-практическая конференция «Беларусь, Глубокский край и Эдвард Войнилович» прошла в Глубоком 25 сентября 2020 года....

Откуда корни Александра Грина?

Найти ответ на этот вопрос взялись участники велопробега «Алые паруса», посвящённого 140-летию со дня рождения...

Сапожная мастерская геттоНа одиннадцатый день войны, 2 июля 1941 года, на улицы оставленного Красной армией Глубокого вступили немецкие солдаты. Моторизованные части Вермахта, не задерживаясь в городе, спешили на восток, но отдельные военнослужащие, тем не менее, забегали во дворы горожан за водой. Зашли они и во двор дома, где жила семья 11-летнего мальчика Бориса Глаза, попросили воды. Им вынесли ведро воды и дали кружку, но один из немцев недоверчиво потребовал, чтобы хозяева вначале напоили этой водой своих детей. Только после этого солдаты начали пить сами, а затем, ничего не взяв, покинули двор. Таким вот спокойным выдалось первое знакомство семьи Бориса Глаза с оккупантами, и в тот момент мальчик, безусловно, не мог представить, что уже в следующем месяце его мать Рахиль будет расстреляна как сотрудница органов советской власти, а через два года во время уничтожения гетто погибнут его отец и сестра.

Изготовление дорожных указателей в одной из мастерских геттоЭто произойдёт в августе 1943 года, а тогда - летом 41-го, глубочане, и в том числе местные евреи, пытались приспособиться к новой реальности. Глубокским евреям, однако, вернуться к былой жизни было уже невозможно. В конце сентября (по другим сведениям - в октябре) первого года войны по приказу окружного комиссара Пауля Гахмана все глубокские евреи были вынуждены переселиться в гетто, под которое отвели северо-западную часть города. Восточной границей гетто являлась улица Ломжинская (современная ул. Энгельса), южной – улица Виленская (в наше время участок ул. Ленина от западной окраины города до Центральной площади). От других улиц с осени 1942 года оно было изолировано деревянным заборам с колючей проволокой.

Среди знаменитых личностей земли Глубокской нужно вспомнить и о многих представителей бывшей еврейской общины Глубокого. Ведь это те люди, кто внёс значительный вклад в историю своей малой родины, заняв почётное место среди других выдающихся личностей нашего края. Познакомиться с ними вы можете на страницах нашего сайта.

Большую роль в общественно-религиозной жизни еврейского народа играли выходцы земли Глубокской – Шмуель Могилевер и Бернард Берзон.

Бернард БерзонБернард Берзон - общественный и религиозный деятель, раввин.

Родился в 1913 году в местечке Плиса Виленской губернии. В 1925 году переехал с семьей в США. В 1935 году окончил Иешиву-университет (старейшее и крупнейшее еврейское высшее учебное заведение в США). Был президентом Совета раввинов Америки (1970 – 1972), председателем Ассоциации выпускников Иешивы-университета (1966 – 1968), вице-президентом религиозных сионистов Америки (1971 – 1973). С 1939 года Берзон являлся духовным лидером общины Ахават Исраэль в Бруклине.

Занимался светскими науками – в Университете Мэна (США) получил степень магистра экономики. С 1982 года в течении семи лет проживал в Израиле, после чего вернулся в США. Умер 15 мая 1982 года.

 

Шамуэль МогилеверШмуэль Могилевер - еврейский религиозный и общественный деятель.

Родился в 1824 году в местечке Глубокое Виленской губернии в семье раввина. Учился в Воложинской иешиве, где в 1843 году получил звание раввина. В период с 1848 по 1883 годы последовательно был раввином в Глубоком, Шакяе, Сувалках, Радоме. С 1881 года сотрудничал с сионистским движением. В 1882 году отправился в Германию и Францию с целью поиска спонсоров для поддержки еврейских колоний в Палестине.

В 1883 году Шмуэль Могилевер стал раввином Белостока. Призывал евреев переселяться в еврейскую колонию Петах-Тиква в Палестине, основал в Белостоке раввинскую школу и кредитное общество. Был одним из инициаторов создания сионистской организации Ховевей Цион, с 1988 года являлся ее президентом. На Первом Сионистском конгрессе в 1897 году Могилевер был избран одним из четырех руководителей, ответственных за деятельность Сионистской организации в России. Умер 10 июня 1898 года в Белостоке. В 1991 году его останки были перевезены в Израиль.

"Глубокое: Память о еврейском местечке"В 2017 году в московском издательстве была напечатана книга «Глубокое: Память о еврейском местечке». Она объединила в себе данные устной истории, фольклора и этнографии, эпиграфики, архивные материалы о жизни евреев местечка Глубокое в Западной Беларуси, собранные как во время школы-экспедиции Центра «Сэфер» и Центра славяно-иудаики Института славяноведения РАН (22–30 июля 2015 г.), так и в ходе архивных изысканий. Участники школы-экспедиции у здания музея (Глубокое. 2015 г)Книга стала опытом реконструкции «еврейской истории» бывших белорусских местечек. Хочется верить, что книга, посвященная еврейскому Глубокому, истории межэтнических контактов, запечатлевшейся в народной памяти и памятниках материальной культуры, будет востребована как специалистами (историками, этнографами, фольклористами), так и широким кругом читателей, неравнодушных к истории еврейского народа и его культурным традициям.

Более шести веков в Беларуси живут татары. Они появились на территории ВКЛ ещё во времена князя Витовта. Уже в XVI веке татары проживали в Ошмянском повете Виленского воеводства, а значит на территории современной Глубоччины. Исторические документы не предоставляют сведений о проживании их в Глубоком до 2-й половины XIX века. Вероятно, татарская колония появилась здесь только после 1850-х годов.

Глубокские татары-кожевники (фото 1930-х гг)Жили татары в Глубоком, в основном, на улице, которая впоследствии стала называться Татарской, а также в окрестных деревнях Медвёдки, Раковцы, Обруб-Березвечский. Основным занятием проживавших в Беларуси татар было огородничество, изготовление упряжи, дубление кожи, производство сафьяна, а в сельской местности – земледелие и животноводство. Основное занятие глубокских татар – кожевенное ремесло. В Глубоком они имели собственные кожевенные мастерские или работали в мастерских еврейских кожевников. Размещались мастерские на улицах Дуброва, Краковская и Виленская, где мастера-татары обрабатывали шкуры, из которых затем шили зимнюю одежду. К концу XIX века в Глубоком было 16 кожевенных мастерских.

Татарский молитвенный дом в Глубоком (фото из книги L. Kryczyński, O Tatarach rzemieślnikach w Polsce. „Lud" 1932, t. XI)До 1914 года глубокские татары принадлежали к общине в Видзах, а после Первой мировой войны - к докшицкой мусульманской общине. В 1931 году глубокскими татарами был построен собственный молитвенный дом на земле, дарованной общине Александром Конопацким. При его строительстве на улице Татарской (современная ул. Школьная), были использованы брёвна былой хозяйственной постройки из деревни Хотьки. Это был деревянный прямоугольный сруб, накрытый гонтовой крышей. На уличном фасаде имелось небольшое крыльцо на 4 столбах, накрытое крышей, и с мусульманским полумесяцем на щите. На боковых фасадах было по два окна, и четыре - на уличном фасаде.

Исторический экскурс от научного сотрудника музея 77 лет назад произошло событие, навсегда изменившее культурный облик нашего города – в августе 1943 года немецко-фашистские захватчики уничтожили гетто в Глубоком, в котором находилось около пяти тысяч человек. Выжить в той бойне смогли совсем немногие, а одна из старейших еврейских общин нашей страны прекратила своё существование.
Митинг на месте трагедии в Глубоком (2020 год)Ежегодно в Глубоком проводятся траурные мероприятия, посвящённые этим печальным событиям. 2020 год не стал исключением – 18 августа возле братской могилы на улице Чкалова прошёл траурный митинг, на который собрались многие неравнодушные жители нашего города. В митинге приняли участие и сотрудники музея, подготовив небольшой экскурс в историю еврейской общины Глубокого.
Участники митинга почтили память погибших минутой молчания и возложением цветов к братской могиле.

В сквере знаменитых земляков18 июня 2020 года для Глубокого было отмечено довольно заметным событием – город встречал Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Израиль Алона Шогама вместе с участниками промо-тура «Потерянный рай: жизнь и катастрофа белорусских штетлов». Данный промо-тур, подготовленный Национальным агентством по туризму, направлен на знакомство с жизнью бывших еврейских местечек, посещение музеев и мемориальных комплексов, захоронений и памятных мест, связанных с историей еврейского населения Глубокского, Докшицкого и Ушачского районов.

В Глубоком же в этот день к упомянутым мероприятиям добавилось ещё одно – торжественное открытие памятного знака на месте, где раньше располагался синагогальный комплекс еврейской общины. После открытия памятного знака все участники промо-тура вместе с израильским послом познакомились с городом и его достопримечательностями, а также посетили мемориальные места, где похоронены жертвы Великой Отечественной войны. На протяжении всего маршрута гостей сопровождали научные сотрудники нашего музея Александр Хайновский и Игорь Фёдоров, поведавшие им немало примечательных фактов из истории Глубокого.

У бюста Элиэзера Бен-ИехудыЭкскурсия по городу началась на берегу озера Глубокое (современное Кагальное) и продолжилась на Центральной площади (бывшая Базарная). Затем гости посетили сквер знаменитых земляков и задержались у бюста отца современного иврита - Элиэзера Бен-Иехуды. Участники промо-тура возложили цветы на мемориальном комплексе «Борок», зажгли лампады на месте массового расстрела глубокских евреев и приняли участие в митинге на братской могиле узников глубокского гетто. Последним пунктом маршрута в Глубоком стало старое еврейское кладбище, где гости своими глазами увидели одно из наиболее старых в Беларуси надгробий, датируемое 1708 годом.

Будем надеяться, что этот визит заложит основу нового популярного туристического маршрута, ведь для гостей из Израиля, как и для всех, кто интересуется еврейской тематикой, в Глубоком есть что посмотреть.

Подарок музеюГости из Америки у памятника основателя современного ивритаНаш музей является хранителем древностей и истории города. Поэтому не удивительно, что информацией о прошлом региона иногда приходят поделиться сами люди, корни которых из Глубокого. Именно так произошло в один из июньских дней, когда неожиданно заглянули в музей гости из Америки - президент организации «Друзья евреев Докшиц» Аарон Гинзбург и профессор Университета Южной Калифорнии Геля Франк. Они приехали в город в поисках информации о своих предках, чтобы посетить старинное кладбище и места, связанные с еврейской историей.
Гости подарили музею книгу «Докшицы-Парафьяново. Книга памяти», где, в том числе, уделяется внимание и истории еврейской общины Глубокого. Уважаемые гости познакомились с городом в рамках недавно разработанного экскурсионного маршрута «Прогулка по еврейскому местечку».