Виртуальное знакомство с Мосаром

29 июля 2019 года научный сотрудник музея Дмитрий Абрамчик и экскурсовод культурно-дендрологического комплекса д. Мосар...

В нашем городе прошёл областной пленэр мастеров декоративной живописи «Райский сад — 2019»

В дни "Вишнёвого фестиваля" в нашем городе прошёл областной пленэр мастеров декоративной живописи «Райский сад — 2019»,...

Подарки музею

Каждый год на Вишнёвый фестиваль приезжают гости с разных уголков нашей страны, а также гости из далёкого и близкого...

В нашем городе прошёл городской квест «Тайны вишнёвого цвета»

...

Конференция по садоводству-2019

В очередной раз в дни «Вишнёвого фестиваля» в нашем городе была организована и проведена научно-практическая...

Результаты квеста “Тайны вишнёвого цвета”

  ...

СТВ. Утро. Студия хорошего настроения.

«Они пригласили колдуна, который произнёс заклятье». Побывать на островах, в пещере и Версале можно и в Беларуси... ...

Исследовательская работа, как средство познания родного края

Каждого человека интересует история тех мест, где он проживает. Не остаются в стороне от познавательной деятельности и ученики нашей школы, а также и мы, ученики 11-го класса: Нефедович Александр и Шарабайко Даниил. Систематически занимаясь поисково-исследовательской работой, собрали много сведений о возникновении названий родных деревень, об их истории, работу знаменитых земляков, традиции и обряды нашей местности, события Великой Отечественной войны, историю духовных святынь родного края. Неоднократно участвовали в районной конференции ученических исследовательских работ «Шаг в будущее», в областной конференции «Эврика», в международной конференции, посвященной трагической истории Великой Отечественной войны.

В данный момент представляем поисково-исследовательскую работу «История деревни Константиново: прошлое, настоящее, будущее».
Цель нашей работы: осознание учениками и старшими людьми влияния богатой исторического наследия деревни Константиново на менталитет местных жителей.

Задачи:
• узнать из истории, как появилось и развивалось первое документально известное поселение на месте современной деревни Константиново;
• организовать поиск и сбор сведений, документов, экспонатов по истории деревни;
• исследовать жизнь земляков в разные периоды истории;
• сравнить количество и состав населения через определенные промежутки времени;
• выявить отношение местных жителей: школьников, людей среднего, пожилого возрастов к современной жизни в Константиново;
• познакомиться с планами руководства местного хозяйства и сельского исполкома о будущем благоустройстве деревни.

Методы:
• исторический поиск необходимых материалов;
• беседы с местными жителями о жизни и работе в деревне Константиново;
• анкетирование учеников нашей школы об их отношениях к деревенской жизни в будущем;
• ранжирование представлений и мнений детей, молодежи, людей рабочего, пенсионного возрастов о прошлом, настоящем и будущем Константинова;
• анализ, синтез полученных данных.
Гипотеза: если ученики школы и взрослые знают историю родных мест, то они имеют любовь и уважение к богатому наследию, которые оказывают положительное влияние на менталитет местных жителей.

Объект исследования: события и факты из истории деревни Константиново.

Субъект исследования: ученики учреждения образования, жители деревни Константиново.

Прогнозируемый результат: дети и взрослые, которые хорошо знают историю родного края, являются носителями богатого исторического наследия.

1.1 Кто бы мог подумать, что на расстоянии чуть более десяти километров на Запад от Глубокого находится обширный дворцово-парковый ансамбль. Всеми забытый, нигде, ни в каком собрании памятников истории и культуры не учтены. Как будто его никогда не существовало.

Местный краевед Петр Станиславович Ралович нас познакомил с книгой воспоминаний здешнего бывшего священника Франциска Завадского. Дал нам почитать ее, мы постарались перевести некоторые сведения о нашей местность с польского на белорусский язык. Петр Станиславович показал карту конца 18-го века, где видно, что имение Окушково первоначально называлось Борилами.
Именно под таким названием он упоминается в списке имений Минской губернии за 1795 год. Владел Борилами Николай Окушко. Он же владел и Верхним. Находилось имение Борилы где-то в полукилометре к северу от современного Константинова. Однако имение и деревня Борилы погибли от пожара около 1812 года. После пожара имение отстроено на новом месте и под новым названием – Константинов Двор. То есть, там, где постройки бывшего имения находятся сегодня, около деревни Константиново. Восстановленная же после пожара деревня стала называться Новоселки. Деревня Константиново возникла позже. Здесь селились зависимые люди от пана Окушко. В середине 19-го века у деревни была проведена узкоколейка, строительством которой занимался инженер по фамилии Константинов. Возможно, от него, как сообщает Борило Донат, и стала называться деревня.

І.2 Недалеко от имения, в деревне Константиново, еще до 1962 года, стоял деревянный костел Пресвятой Троицы, который был построен на средства Янины Окушко в 1768 году.
Так сообщает Франциск Завадский. Но господин Ралович доказывает, что при перестройке храма был найден крест с датой 1648 год. Значит уже тогда был возведен наш храм.
В 1962 году на месте храма спешно начали строительство магазина. Через два года объект был сдан. Атеистическая пропаганда не покорила верующих. Свои молитвы к Богу составляли возле креста, который был установлен во дворе магазина.
Так продолжалось три десятилетия. В 1993 году Владимир Терентьевич Яковлев, бывший председатель колхоза «22 партсъезда», распорядился строить новый магазин, в новом месте.
На месте старого, разрушив его до фундамента, взялись отстраивать Константиновский костел. Строительной бригаде была, как говорят, "зеленая улица." Отстраивали храм по проекту П.С. Раловича на средства колхоза и прихожан. Заново отстроенный храм освятил 21 ноября 1995 года Его Высокопреосвященство кардинал Казимир Свёнтек.
Работу ксендза Витольда Малея перенял священник Андрей Табор. Потом за Константиновским костелом присматривал отец Павел Самсонов, теперь Господа Бога прославляет всем своим сердцем ксендз Геннадий Рейшель вместе с прихожанами.

І.3 Окончательное формирование дворцово-паркового ансамбля Константинов Двор относится к середине 1830-ых годов. Казимир Окушко планировал построить в своем имении электростанцию и мельницу на реке Маргва.
Окушки возвели всю инфраструктуру, которая была необходима для нормальной жизнедеятельности имения. До сегодняшнего времени сохранился амбар в стиле классицизма рядом с дворцом. Теперь там - пилорама ОАО «Константинов Двор».
Используются и другие хозяйственные постройки бывшего имения для нужд сельхозпредприятия: коровник и зерноток.
Дворец Акушко был построен в стиле классицизма. Это очень четко видно и сегодня по тем остаткам, которые от него остались. Зная принцип стиля классицизм - симметрия - Владимир Скрабатун сделал эскиз реконструкции, его одобрил и Ралович.

І.4 Местное коллективное хозяйство называется открытое акционерное общество «Константинов Двор» потому, что в деревне Константиново расположен машинный двор, который в 60-е -70-е годы ХХ века был лучшим в республике. Сюда приезжали: первый секретарь ЦК КПБ Машеров и иностранные делегации.
В хозяйстве хватает механизаторов. Все они в основном трудолюбивые, бережливые к пользованию техникой, умеют и на посеве, и на жатве достигать высоких показателей.

II. Исследование 1-е, которое провели авторы данной работы с учащимися кружка "Наследие" по материалам документов Коробовского сельского исполнительного комитета относительно состава жителей разных возрастов деревни Константиново, показало следующие результаты: количество жителей в деревне сокращается, как и в большинстве современных деревень нашей страны, за 6 последних лет она уменьшилась на 21%; количество семей – на 24%, количество людей трудового возраста – на 32,5%, количество детей – на 19%.
Пока что деревня живет: заселены все дома, пустует только один, есть кому работать на ферме, на машинном дворе, на колхозных полях. Большая часть работников все же проживает в Коробах, где создан агрогородок и построено много жилья: новые улицы почти соединяют Константиново с Коробами -2.
Исследование 2-е касалось опроса местного населения разных возрастов по поводу удовлетворенности современной жизнью деревни и прогнозов на ее будущее. Опросили 32 пенсионера. Они отмечают, что ранее жилось тяжелее, но было веселее, усердно работали и тщательно, были более крепкие и здоровые. А теперь работать физически так не умеют и не могут. Жалуются на плохие заработки, недовольны жизнью.
Среди людей рабочего возраста было опрошено 30 человек. И они считают, что работают неплохо и обеспечено живут в родной деревне. Они заботятся о своем благополучии, стремятся, чтобы усадьбы и дворы были красивыми, насаждают много зелени, цветов. Говорят, что в деревне есть возможность где проводить свободное от работы время: можно посещать костел – 90% населения являются католиками, можно брать книги для чтения в библиотеке. Многие из них осуждают молодежь, что она сейчас ищет легкой жизни, не умеет ни работать, ни отдыхать. Что ж, вечный конфликт поколений!
В анкетировании приняли участие 54 ученика нашей школы.
Ученики младших классов отмечают, что интересным в деревенской жизни является гармония с природой, что в деревне много зелени: овощей, фруктов для здорового питания людей. Чистый воздух, не загрязненный выхлопными газами автомобилей. Почти все – 100% хотят жить в своих деревнях, украшать их, отстраивать.
Если у нас подрастает такое поколение, то деревни не пропадут!
Мысли учащихся среднего звена размежевались. Половина из проанкетированных хочет свой дальнейший путь связать с деревней: здесь жить и работать, а половина хочет выехать в город, где много людей, много машин, больше шансов найти выгодную работу: высокооплачиваемую и легкую, где много интересных развлечений и вариантов отдыха.
Почти так считают и ученики старших классов. Большая их часть согласно остаться жить и работать в деревне. Они выражают желание заниматься предпринимательством в животноводстве, овощеводстве, садоводстве. Чтобы только для этого благоприятной была государственная политика: поддержка и кредитование.
Некоторые мечтают стать врачами, инженерами, даже учителями и работать в родной местности.
Если в наших школьников такие патриотические мечты, то деревни наши будут жить и процветать!

III. Устав ОАО "Константинов Двор" содержит пункт - агротуризм. Конечной целью является – восстановление дворцово-паркового ансамбля Константинов Двор и использование его в туристических целях. В этом имеются положительные моменты.
Идея и концепция есть! Дорабатывать можно, сколько угодно. Надо только поискать инвесторов. Если их нет в Беларуси, то есть в Польше, Германии или Швеции - пора браться за дело.
В результате нашего исследования мы познакомились с богатым историческим наследием родной местности.
Обогатили свои знания легендами и преданиями родного края.
Встретились со многими местными жителями, познакомили с историей деревни Константиново работников фермы, машинного двора, родителей наших школьников, учеников младших классов.
Сравнили количество и состав населения деревни Константиново через 6 последних лет.
Обнаружили отношение местных жителей разного возраста к деревенской жизни в начале исследования и в конце.
Проанализировали мечты и планы современных школьников о их будущей жизни в деревне.
Познакомились с планами руководства местного хозяйства и сельского исполкома по благоустройству деревни Константиново и возрождению историко-культурного наследия родного края.
В общем, богатое историческое наследие родного края положительно влияет на менталитет местных жителей.
Собранный материал мы можем использовать на занятиях краеведческого кружка, на уроках и факультативах по истории, на внеклассных воспитательных мероприятиях.
Работу свою мы продолжаем. Пополняем новыми материалами летопись родных деревень, школы.

Подготовил Нефедович Александр Валерьевич (ГУО «Коробовская детский сад-средняя школа Глубокского района”)

 

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современной человеческой жизни. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

 Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

 Перенимаем опыт

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

 Учимся на ошибках

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

кровопролитных войн;

революций и государственных переворотов;

бездумного отношения к природе;

великих открытий;

заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

 Виртуальная машина времени

Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали. Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего. Историю надо знать. Это элементарное уважение предков. Из историй отдельных семей складывается история страны. И из истории нашей семьи - тоже. Знание истории собственной страны – это самоуважение. Кто-то из великих людей сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Каждая страна должна знать своих героев. «Все новое - это хорошо забытое старое». Изучение истории великолепно развивает память, у нас будет о чем поговорить с эрудированными людьми, кроме того, это очень и очень интересно! У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история. История нас учит рассудительности, мудрости, воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Познание истории помогает по-новому взглянуть на мир, повлиять на будущее страны.

Подготовила Лях Анастасия Вячеславовна (УО «Глубокский государственный профессиональный лицей»)

 

Описание белорусских земель в творчестве Тадеуша Доленга – Мостовича

Введение

У меня, как у человека, живущего в ХХІ веке, есть возможность  посмотреть те фильмы, которыми восхищались мои бабушки и дедушки, родители, их друзья и знакомые. Всякий раз, когда я интересовалась названиями кинолент, среди всех прочих наименований обязательно было картина «Знахарь». Этот фильм был снят по одноимённому роману польского писателя, родившегося на территории Глубокского района, Тадеуша  Доленга-Мостовича. Мне стало интересно, автором каких произведений является Тадеуш Доленга-Мостович? Были ли они экранизированы? Упоминал ли Тадеуш  Доленга-Мостович  в произведениях свою Родину?

Объекты моего исследования – произведения Тадеуша  Доленга-Мостовича, фильмы, снятые по его произведениям.

Цель – доказать  наличие в произведениях Тадеуша Доленга-Мостовича упоминаний о своей Родине.

Мною была выдвинута гипотеза: в произведениях Тадеуша Доленга – Мостовича описана территория Беларуси и  события, происходившие на её территории.

В соответствии с гипотезой, я определила следующие задачи моего исследования:

  1. Изучить биографию писателя.
  2. Ознакомиться с его произведениями
  3. Обнаружить упоминание и описание белорусских земель в творчестве писателя.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, я использовала следующие методы исследования: анализ произведений Тадеуша Доленга-Мостовича, просмотр фильмов по его произведениям, исторический метод исследования. Используя материалы моей работы, все желающие смогут ознакомиться с творчеством Тадеуша Доленга – Мостотовича, узнать о Беларуси новые факты.

Глава 1. Жизненный путь Тадеуша Доленга - Мостовича.

1.1.      Биография писателя

Своё исследования я начала с изучения биографии писателя.  Из неё я узнала, что Тадеуш Доленга - Мостович  родился 10 августа 1898 года  на территории Глубокского района, в деревне Окунёво.  Через несколько лет семья будущего писателя переехала в город Глубокое, где он проживал на улице Краковской (сейчас на том месте находится дом № 4 по ул. Советской). Первоначальное образование получил дома, затем учился в Виленской гимназии, которую окончил  в 1915 году. Далее обучался в Киевском университете на юридическом факультете, одновременно участвовал в польской военной организации. Когда начались военные действия 1919-1920 годов, вся семья писателя переехала в Польшу. Во время Гражданской войны Доленга-Мостович добровольцем пошёл в польскую армию, где служил до 1922 года. С 1924 года работает сотрудником, а потом и  редактором газеты «Rzecz Pospolita», занимается литературным творчеством. В это время начинает развиваться его карьера  журналиста и писателя. Будучи активным сторонником национально-демократической партии, Тадеуш Доленга-Мостович активно выступал против режима Юзефа Пилсудского. В 1928 году Тадеуш Доленга – Мостович увольняется  из газеты и становится независимым писателем. В этот период пишет свои самые знаменитые произведения. В 1934 году начинается сотрудничество Доленга-Мостовича с кинематографом. Из шестнадцати  его произведений было экранизировано восемь. Во время Второй мировой войны близ румынской границы  Доленга-Мостович организовал милицию, которая в отсутствие властей обеспечивала общественный порядок и безопасность жителей городка Куты. Трагически погиб в сентябре 1939 года при неизвестных обстоятельствах.

1.2. Произведения Тадеуша Доленга-Мостовича

В 1924 году Тадеуш Доленга – Мостович начал карьеру писателя. Писал он преимущественно на польском языке. Мостович имел необычную легкость письма. Выдавал в среднем по два романа в год. Известность ему принёс первый роман — «Карьера Никодима Дызмы» — острая сатира на общественно-политическую жизнь Польши времён режима Юзефа Пилсудского. Согласно источнику, события романа происходят в Западной Беларуси.  В 1929 году писатель  подготовил для печати рассказ «Последняя бригада». Произведение было напечатано в катовицкой газете «Полония». В рассказе Мостович разоблачал политическую элиту, осуждал карьеристов и, в частности, сторонников режима санации. Этот роман – острая моральная оценка режима Пилсудского. В 1932 году были напечатаны повести «Кивоны», «Чеки без оплаты», «Прокурор Алиция Горн» — в произведениях дана характеристика политических явлений тогдашней Польши, жизни мещанского окружения. В тридцатых годах пишет романы «Братья Дальч и Ко», «Мир госпожи Малиновской», «Знахарь», «Профессор Вильчур» и «Дневник пани Ганки». В романе «Братья Дальч и Ко» один из братьев с помощью обмана и фальсификаций принимает руководство фирмой. Как и в других случаях, Доленга-Мостович показывает самые худшие качества человека: жадность, мелочность, суровость. В романе «Знахарь» Доленга-Мостович показал нужду и бедность белоруской деревни, человеческую зависть и приблизительное представление некоторых людей о науке. В 1934 года начинается сотрудничество Доленга-Мостовича с кинематографом. К 1939 году из 16 его произведений было экранизировано восемь. Наиболее популярные произведения-сценарии для фильмов: «Их ребёнок», «Три сердца», «Профессор Вильчур», «Знахарь». Хочу заметить, что даже в  двадцать первом веке произведения Тадеуша Доленга – Мостовича не теряют своей актуальности. Это подтвердил мой опрос, который я провела среди членов семьи, учителей, учащихся, знакомых.

Глава 2. Роль белорусских земель  в творчестве Тадеуша Доленга – Мостовича

2.1. Состояние белорусских земель на протяжении ХІХ - ХХ веков.

На протяжении ХІХ века территория Беларуси находилась в составе Российской империи. Традиции и вероисповедания шляхты сильно отличали её от российского дворянства и привели к возникновению противоречий. Часть шляхты надеялась на восстановление Речи Постополитой, что привело к восстанию в 1830-1831 годах в Польше, Литве и Беларуси. После восстания положение на белорусских землях  значительно ухудшилось: усилился «разбор шляхты»,  ограничилось влияние католичества, прекратил своё действие третий статут ВКЛ, закрылся Виленский университет. У крестьян положение было более тяжёлым. Рекрутская повинность, введение военных поселений,  личная и поземельная зависимость – всё это приводило к крестьянским бунтам. Лишь реформа  Павла Дмитриевича Киселёва и отмена крепостного права частично улучшили положение крестьян. Повинности крестьян были  зафиксированы в инвентарях, а сами крестьяне обрели  личную свободу и ограниченные гражданские права. Но землю крестьяне не получили. Это стало причиной восстания 1863-1864 года под руководством К. Калиновского.  Восстание охватило всю Польше, Беларусь и Литву. Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, оно  послужил поводом для реформ. Отменялось временно обязанное положение крестьян, плата за землю снижалась на 20 процентов, а те, кто был лишён земли до реформ, получали её обратно, частично или полностью. В начале  ХХ века в белорусской деревне ещё сохранились феодальные пережитки. С целью недопущения восстаний, была проведена реформа Столыпина, которая должна была улучшить жизненное положение крестьян. Однако реформа не была завершена, на территории Беларуси имела свои ограничения.

2.2. Описание белорусских земель в произведениях Тадеуша Доленга-Мостовича.

На протяжении своего исследования я ознакомилась с некоторыми произведениями писателя. В первую очередь  моё внимание привлёк роман «Знахарь»,  о котором я уже слышала от своих родных и близких. Изучив информацию о произведении Тадеуша Доленга-Мостовича, я узнала множество  версий о том, кто является прообразом главного героя романа – хирурга  Рафала Вильчура. По одной из версий, прообразом главного героя  является уроженец белорусского  города Пинска  Рафаэль Червяковский, который основал  кафедры анатомии и хирургии в Кракавском университете. Во время прочтения романа, я обнаружила упоминания о многих городах, как Польши, так и Беларуси. Из белорусских городов упоминается  Гродно, Людвиково и Браслав. Не известно, почему именно эти города Тадеуш Доленга-Мостович использует в своём произведении, но тот факт, что писатель упоминает свою Родину оспорить невозможно. Следующим произведением, которое я изучила, стал роман «Профессор Вильчур», который одновременно является продолжением романа «Знахарь». Я обнаружила упоминания о деревне Ковалёво.  На карте можно обнаружить несколько населённых пунктов с таким наименованием, первый находится в Витебской области, второй  – в Ленинградской области.  В произведении не сказано, какой именно населённый пункт упоминается, но я считаю, что в данном произведении упоминается деревня Ковалёво Витебской области, так как сам автор родом из Витебской области, а  к Российской империи никакого отношения он не имеет. В произведении впервые упоминаются реки, пролегающие на территории Беларуси и Литвы: Вилия, Нёман и Двина. О Беларуси писатель пишет с теплотой, для описания родных мест отведена ни одна страница в его произведении. В романе «Дневник пани Ганки» находятся упоминания лишь об одной  белорусской  деревне Голдово, которая находится на территории Гродненской области.

Заключение

Во время моего исследования я открыла для себя много нового. Я изучила множество произведений Тадеуша Доленга – Мостовича, нашла не одно упоминание о Беларуси, узнала новые факты о жизни писателя. Поэтому я считаю, что гипотеза, которая была мною выдвинута – доказана, так как:

- Тадеуш Доленга - Мостович упоминает и описывает  Беларусь в своих произведениях

- В произведениях описаны события, происходившие на территории Беларуси.

Я считаю, что данный материал можно использовать:

- как дополнительный материал в подготовке к урокам истории и литературы,

-  для лекций, посвящённых Глубокскому краю.

Мне очень понравились произведения Тадеуша Доленга-Мостовича. Буду продолжать своё знакомство с его произведениями.

Подготовила Хомич Дарья Александровна (ГУО «Средняя школа № 3 г. Глубокое»)

 

«Крылатая слава Глубоччины»

6 июля 1996 г. к 101-годовщине со дня рождения П.О. Сухого в г. Глубокое был установлен памятник – самолёт Су-17. Спонсировал мероприятие Минсккомплексбанк и Барановичский авиаремонтный завод. Можно не сомневаться в том, что всему роду Сухих было в высшей степени присуще честное и добросовестное отношение к тому делу, которое им поручили. И Павел Осипович многократно подтверждал это всегда и во всём. Поистине титаническая работа по созданию всё новых и новых конструкций самолётов. Неустанный поиск, который захватил его полностью. Несмотря на трудности – только вперёд. Всё это требовало огромного напряжения духовных и физических сил. В ноябре 1967 г. вышло постановление о создании на базе Су-7Б модифицированного истребителя – бомбардировщика Су-17, с крылом изменяемой стреловидности. Рабочее проектирование Су-17 (заводской шифр С-32) завершили в 1968 г. Кроме внедрения крыла изменяемой стреловидности на самолёте установили систему автоматического управления, расширили номенклатуру вооружения, установили подвесочные пушечные установки. Эти самолёты серийно строились в г.Комсомольске – на Амуре. Серийно самолёт выпускался с 1969 по 1973 г. На вооружение Су-17 поступили в Дальневосточный военный округ. Экспортный вариант был поставлен в Египет. Однако у ОКБ Сухого появился внутренний конкурент МиГ-23 ОКБ А.И. Микояна. В ОКБ Сухого на самолётах Су-17 были установлены новые образцы управляемого ракетного вооружения. Су-17 был оснащён ракетами с лазерной системой управления, противорадиолокационными ракетами, ракетами «воздух - воздух» малой дальности. Су-17 – это самая надёжная машина. За время испытаний не произошло ни одной катастрофы. Су-17   - самый многочисленный самолёт. Построено 2867 машин, из них 1165 продано на экспорт в 15 стран мира. На базе Су-17 было создано 16 модификаций. Последние из них Су-17М4 (Су-22М4). Су-17МЗ до сих пор остались на вооружении в отдельных странах. Из состава  ВВС России Су-17 были выведены в 1998 г. Су-17 – это самый воинственный из всех машин марки Су. Экспортные модификации принимали участие в боевых действиях в составе ВВС Анголы, Афганистана, Ирака, Йемена, Ливии, Перу, Сирии. Данный экземпляр Су-17 в составе 40-й армии принимал участие в войне в Афганистане, где показал высокий уровень эффективности и живучести. Наряду с Су-25, Су-17 являлись основными самолётами тактического звена, обеспечивая выполнение всего спектра задач непосредственной поддержки войск на поле боя. Туристический маршрут «Крылатая Слава Глубоччины» мы продолжим  в музее П.О. Сухого, который был открыт 2 июля 1985 г. к 90-летию со дня рождения прославленного авиаконструктора, нашего земляка – П.О. Сухого. 19 июля 2012 г. ГУО «Средняя школа №1» было присвоено имя П.О. Сухого. В ближайшее время на территории школы появятся два дополнительные  экскурсионные объекты: самолёты Су-24М, Су-27П.

Объект №3. Глубокское народное училище.

Глубокское народное училище было построено в 1885 г. Семья Сухих проживала в Глубоком с 1892 по 1896 гг. Это удалось установить нам, благодаря Памятной книге Виленской губернии. Когда Осип Сухой работал в Глубокском народном училище, он руководил хором мальчиков. Они пели в православной церкви. За время работы в Глубокском народном училище Осип Андреевич и Елизавета Яковлевна получали благодарности и денежное вознаграждение. Благодарности учителю Глубокского народного училища О.А. Сухому и его жене Е.Я. Сухой (1895г.)

Объект №4. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Бывший костёл кармелитов был построен в 1639-1654 гг. В 1720-1735 гг. перестроен в стиле «виленского барокко». Во второй половине ХІХв.  костёл был переосвещён в православную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В этой церкви - ныне главном соборе г. Глубокое 30 июля 1895 г. был крещён Павел Сухой. Воспреемниками были Николай Никольский и крестьянка села Ганута Наталия Гисич – родная тётя Павла. Таинство крещения совершил священник Илларион Вильяновский. Метрическая книга Глубокской православной церкви хранится в г. Минске в Центральном архиве. В Глубоком в семье Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих родилось трое детей: Ксения, Олимпиада и Павел.

Объект №5 Памятник П.О. Сухому на Аллее славы.

2 сентября 2012 г. в г. Глубокое на Аллее славы среди памятников выдающимся землякам был открыт памятник гениальному человеку, всемирно известному авиаконструктору П.О. Сухому. Об этом удивительном человеке, о том, как пришёл он в авиацию и начал свой разбег по жизненной взлётной полосе мы расскажем позже, в нашем музее П.О. Сухого. Мы часто говорим: прекрасные традиции нашего народа, наши великие предки, чьи имена озарили историю Беларуси. Многое из того, что оставили после себя эти великие люди, становится мерилом наших моральных ценностей. Один из самых славных представителей рода Сухих – Павел Осипович Сухой – доказал это своей жизнью. И мы, живущие ныне на этой земле, в которой корни этого рода, можем по праву им гордиться, и беречь память о нём – беречь как нечто непреходящее и святое. Долгое время деятельность П.О. Сухого и всего коллектива оставалась в тени и не была известна широкому кругу. Впервые самолёты, разработанные в ОКБ Сухого, представлены были на параде в Тушино в 1961 г.  Целый ряд новейших образцов, впитавших все передовые направления авиационной науки в производстве, были продемонстрированы лётчиками – испытателями ОКБ Сухого на параде в Домодедово. И только через 20 с лишним лет, в 1989 г., на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже посетители увидели самолёты Су-27, Су-25, Су-26, которые произвели на публику ошеломляющее впечатление. Любовь к искусству, тонкая интеллигентность перешли к Павлу от деда и отца по наследству. Как известно, дед Павла Сухого Сухой Андрей Алексеевич был крепостным крестьянином, был грамотным. В 1837 г. он окончил Черниговскую школу пчеловодства и всю жизнь прожил в Вязыни под Вилейкой. Пчеловоды, как известно, люди добрые, душевные. Те, кто работал с Павлом Осиповичем Сухим, отмечали его душевные качества, доброту. Павел имел хороший музыкальный слух. Любил музыку, его очаровывал знаменитый полонез Огинского «Прощание с Родиной». И это не случайно. Как позже, нам удалось установить, мать П.О. Сухого родом из села Ручица, усадьба Ганута, которая являлась летней резиденцией Михала Клеафаса Огинского. С 1899 г. семья Сухих проживала в г. Гомеле.

Подготовил Грицкевич Никита Андреевич (ГУО «Средняя школа № 1 г. Глубокое им. П.О. Сухого»)

 

Восстановление и развитие системы народного образования Глубокского района в послевоенный период (1944-1950 гг.)

Детство, учитель, школа!

С этими понятиями у каждого человека связана значительная и, наверное, самая светлая часть жизни. Знания и первый жизненный опыт постигает каждый из нас в стенах родной школы, благодаря самоотверженному труду учителей.

Тема «Восстановление и развитие системы народного образования Глубокского района в послевоенный период (1944-1950 гг.)» вызвала у меня огромный интерес. Я считаю, что она актуальна и в наше время. Когда информационные технологии занимают уверенные позиции во всех сферах жизни нашего общества, учителю просто необходимо их активно использовать в своей работе.

Моя работа в основном базируется на документальных материалах Глубокского госархива, а также я еще использовала материалы районных газет «За свабоднае жыццё» и «Сцяг камунізма» за 1944-1950 годы.

Цель  работы:

  1. Проанализировать динамику  восстановления  и  развития  системы  народного  образования в  контексте  одного  взятого  района.
  2. Более  точно  установить  причины,  ход,    итоги  восстановления  и  развития отдела народного  образования    в  Глубокском  районе.

Задача: 

Выяснить  особенности   послевоенного  восстановления  и  развития Отдела народного  образования  в  Глубокском  районе. Благодаря  успешному  выполнению  послевоенного  плана  восстановления  и  развития  народного  хозяйства,  наша  страна  стала  еще  более  могущественной  и  независимой.

Значительное  развитие  в  послевоенной  пятилетке  получило  и  народное  образование.  На  территориях,  временно  оккупированных  фашистскими  войсками,  были  восстановлены  все  учебные  заведения  и  культурно-просветительские  учреждения.  Быстро развивающееся народное хозяйство   страны требовало большого количества высоко квалифицированных кадров, а это, в свою очередь, потребовало расширения сети школ, средних и высших учебных заведений. Отдел  народного  образования  исполнительного  комитета  Глубокского  районного  Совета  депутатов  (Глубокское  районо)  образован  в  1939  году,  прекратил  свою  деятельность  в  1941  году,  а  в  июне  1944  года  снова  возобновил. В функции отдела народного образования входило руководство и контроль за работой школ района.  Восстановление  системы  народного  образования  после  освобождения  от  немецко-фашистских  захватчиков  летом  1944  года  Глубокского  района  явилось  одной  из  первостепенных  задач  нормализации  жизнедеятельности  на  освобожденной  территории. Великая  Отечественная  война  помешала  планомерному  осуществлению  всеобуча  в  объеме  четырехлетки  на  селе  и  семилетки  в  городе. Огромный  ущерб  был  нанесен  школьному  фонду.  Остро  ощущалась  нехватка  помещений  для  школ,  в  восстановлении  которых  принимали  участие, как  родители  учащихся,  так  и  сами  школьники. Повсеместно  шло  строительство  так  называемым  «методом  народной  стройки»,  проводились  субботники  и  воскресники,  освобождались  школьные  помещения,  используемые  во  время  войны  как  больницы,  для  хозяйственных  нужд,  подыскивались  другие  помещения. На 25 октября 1944 года в Глубокском районе работало 40 школ: 36 начальных, из них 8 размещалось в государственных домах и 28 частных, семилетних – 3, средняя 1 в городе  Глубокое. В  школах  были  созданы  Комитеты  содействия  всеобуча.  Учет  детей,  подлежащих  всеобучу,  возлагался  на  райисполкомы  и  сельские  Советы. Война  привела   к  изменению  в  составе  численности  педагогических  кадров.  В  городских  школах  работало  только  13 %  учителей  от  общего  количества. В  школах  Глубокского  района  на  15  декабря  1944  года  работало  всего  учителей  81  человек:  из  них  высшего  и  незаконченного  высшего  образования  не  имел  никто,  среднее – 40  человек,  незаконченное      среднее – 41. На  основании  Постановления  СНК  союза  СССР  от  9  декабря  1944  года  «О  восстановлении  сети  заочного  педагогического  образования»   возобновили  работу заочные  учительские  институты,  курсы  по  подготовке  учителей.  В  сентябре  1944  года  было  открыто  педагогическое  училище  в  г. Глубокое. Исключительную  роль  в  обучении  и  воспитании  школьной  молодежи  играл  авторитет  и  личный  пример  учителя.  Глубокие  и  прочие  знания  учителя,  его  поведение  в  школе  и  среди  местного  населения,  единство  слова  и  дела,  повседневная  забота  о  своем  классе,  школе,  учащихся,  создавали,  в  то  время,  ему  прочный  авторитет. Каждый  учитель  советской  школы  обязан  был  честно  и  добросовестно  выполнять  принадлежащий  ему   благородный  труд  и  быть  авторитетным  в  лице  учащихся  и  всей  общественности. По  разрешению  Министерства  просвещения  был  удлинен  рабочий  день  учителя  (по  7  уроков),  оказывалась  индивидуальная    помощь  отдельным  учащимся,  были  организованы  комнаты  подготовки  уроков,  где  было  установлено  дежурство  учителей.  Проводились  дополнительные  занятия,  как  групповые,  так  и  индивидуальные. В  районе  были  открыты  школы  рабочей  и  сельской  молодежи,  а  также  вечерние  школы.  На  1  января  1947  г.  работало 9 вечерних школ из учетного количества неграмотных 1220 человек и малограмотных 1903 человека охвачено было школой только 204 человека. К  началу  1950/51  учебного  года  штат  учителей  был  не  только  полностью  укомплектован, но и увеличился  на  12  человек.  В   районный  отдел  народного  образования  прибыло  4  учителя  с  высшим  образованием,  1 – с  незаконченным  высшим  и  7  учителей  со  средним  образованием.  К  концу  учебного  года  в  районе  работало  181  учитель  и  10  старших  пионервожатых. Очень  быстро  шел  рост  пионерских  организаций.  В  конце  1949/50  учебного  года  пионерские  организации  школ  района  насчитывали  2206  пионеров.  Общее  число  комсомольцев  в  школах  района  достигало  450  человек. Ученические  комитета  были  созданы  во  всех  семилетних  и  средних  школах.  Учкомы  оказывали  значительную  помощь  педагогам  в  поднятии  успеваемости  учащихся  и  улучшению  воспитательной  работы.  В  1950/51  учебном  году  работало  15  школ  сельской  молодежи  и  1  развивающая  школа  рабочей  молодежи  в  городе.  В  этих  школах  обучалось  488  учащихся.  В  детском  доме  «Русаки»  на  государственные  средства  воспитывались  и  учились  70  детей-сирот.  А  также  было  закончено  полное  разминирование  прилегающей  территории  к  детскому  Дому.  Кроме того, в городе Глубокое работал детский сад и Дом ребенка, который находился в подчинении районного отдела здравоохранения.  В  12  вечерних  школах  района  ликвидировали  неграмотность  669  человек  сельской  молодежи. При  Уделовской  семилетней  школе  еще  в  1949  году  была  открыта  вечерняя  школа,  в  которой  обучалось  13  юношей  и  девушек.  Но  они  не  только  учились  грамотности,  но  и  участвовали  в  кружке  художественной  самодеятельности, в работе  которого  всегда  оказывал  помощь  директор  школы  Иванов. Большое  внимание  уделялось  отдыху  детей  в  летнее  время.  Открывались  детские  оздоровительные  площадки  и  пионерские  лагеря.  А  главной  задачей  оздоровительных  компаний  считалось  максимальное  укрепление  здоровья  и  физического  состояния  детей. Многие  работники  Глубокского  районного отдела  народного    образования  сражались  на  фронтах  Великой  Отечественной  войны,  в  партизанских  отрядах,  а  также  работали  на  оккупированной  территории. Медалью  «За  доблестный  труд  в  Великой  Отечественной  войне  1941-1945  гг.»  были  награждены:  Кудашев  Василий  Григорьевич – директор  Залесской  школы,  Дракина  Пелагея  Сергеевна – заведующая  Домом  ребенка, Степанов  Сергей  Иванович – директор  педучилища  и др. За самоотверженный труд на педагогической ниве, согласно Указа Президиума Совета ССР от 1 января, 6 марта, 10 марта 1949 года «О награждении орденами и медалями учителей школ Белорусской ССР».  Из  числа  работников  Глубокского  отдела  народного  образования  были  награждены:  орденом  Ленина  - учителя СШ № 2: Муравьева-Супраненок  Анна  Васильевна,  Шарабайко  Стефания  Николаевна.   Орденом трудового Красного Знамени: Власова Надежда Евгеньевна – учительница СШ № 2 г. Глубокое. Медалью  «За  трудовую  доблесть»  Гвоздев  Иван  Прокопович – учитель  Глубокской  СШ  № 2. Изучив  и  проанализировав  процесс  восстановления  и  развития  системы  народного  образования  Глубокского  района  можно  сделать  следующие  выводы. Благодаря  напряженной  работе  педагогических  кадров  по  созданию  заново  сети  школьных  учреждений,  введению  всеобуча,  укреплению  материально-хозяйственной  базы  школ  в  трудные  послевоенные  годы  происходило  интенсивное  развитие  системы  народного  образования  Глубокского  района.

Подготовила Романчук Наталья Олеговна (ГУО «Уделовская детский сад-средняя школа Глубокского района»)