Виртуальное знакомство с Мосаром

29 июля 2019 года научный сотрудник музея Дмитрий Абрамчик и экскурсовод культурно-дендрологического комплекса д. Мосар...

В нашем городе прошёл областной пленэр мастеров декоративной живописи «Райский сад — 2019»

В дни "Вишнёвого фестиваля" в нашем городе прошёл областной пленэр мастеров декоративной живописи «Райский сад — 2019»,...

Подарки музею

Каждый год на Вишнёвый фестиваль приезжают гости с разных уголков нашей страны, а также гости из далёкого и близкого...

В нашем городе прошёл городской квест «Тайны вишнёвого цвета»

...

Конференция по садоводству-2019

В очередной раз в дни «Вишнёвого фестиваля» в нашем городе была организована и проведена научно-практическая...

Результаты квеста “Тайны вишнёвого цвета”

  ...

СТВ. Утро. Студия хорошего настроения.

«Они пригласили колдуна, который произнёс заклятье». Побывать на островах, в пещере и Версале можно и в Беларуси... ...

Глубоччина – край с очень сложной историей. Особенно это касается первых десятилетий ХХ века, когда политическая ситуация здесь менялась очень стремительно. Жители региона жили то "при царе", то "при немцах", то "при Советах», то «при поляках» ... И каждая власть устанавливала свои порядки. Изменения, как правило, касались всех аспектов жизни, в том числе и системы образования. О том, как менялись школы в указанный период, пойдет речь в этой статье.

В дореволюционной России, в составе которой находились и белорусские земли, существовала достаточно сложная система образования, которая насчитывала около 30 различных учреждений. Однако долгое время широкие массы находились вне этой системы. По данным переписи 1897 г., общее количество грамотных на землях Беларуси составляло только 25,7% от всего населения.

Фундаментом системы народного образования в стране являлись начальные народные и городские училища, которые служили для предоставления начального образования мещанам и крестьянским детям, а также церковно-приходские школы – самые массовые и доступные учебные заведение. Церковно-приходские школы в каждом православном приходе стали интенсивно создаваться после 1884 года, когда были приняты "Правила о церковно-приходских школах". Они находились в ведении Святейшего Синода, и делились на одноклассные и двухклассные. Педагогическую деятельность здесь осуществляли священники приходов, дьяконы, а также учителя, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. В одноклассном – изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассной школе, кроме того, изучали историю. Также существовали школы грамоты, которые давали детям меньший объем знаний, занятия в них велись по программе первого года обучения в церковно-приходской школе. Занятия здесь начинались после окончания полевых работ и длились до нового посевного цикла.

В конце XIX – начале XX в. на Глубоччине действовало всего 70 церковных школ, в том числе 8 церковно-приходских, остальные - школы грамоты. Одновременно в крупных населенных пунктах создавались народные училища. Они, в отличие от церковно-приходских, были подчиненные не Синоду, а Министерству народного просвещения. Обычно в таких училищах было 2 учителя - гражданский педагог и священник.

До Октябрьской революции на территории современного Глубокского района действовали 10 народных училищ: Глубокское, Верхнянское, Залесское, Ковальское, Мосарское, Свильское, Псуйское, Черневичское, Прозорокское, Плисское. Кроме того, в Глубоком действовало двухклассное земское училище, где могли продолжить образование выпускники народных училищ. Срок обучения здесь составлял два года, программа была гораздо шире, чем в народных училищах. В 1914 году оно было реорганизовано в четырехклассное городское училище, обучение в котором было обязательным для устройства на государственную службу и получения чина коллежского регистратора (нижний гражданский чин в империи), а также для поступления в учительские семинарии или технические училища.

Игуменья Сергия (в центре) с иереем Евфимием Диволовским, учителями и воспитанницами женского училища в БерезвечьеВ 1904 году при Березвечском женском монастыре стала действовать учительская женская школа. Она являлась педагогическим учебным заведением повышенного типа и предназначалась для подготовки учительниц начальных училищ всех разрядов. Существовала школа до самого закрытия монастыря.

С началом Первой мировой войны народное образование на территории Беларуси приостановило свое развитие. Учителя были мобилизованы в действующую армию. За два с половиной года войны количество учеников здесь сократилось почти вдвое.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила капиталистический общественный строй, установила Советскую власть. В новых условиях была разрушена и старая система образования. Территория Дисненского уезда входила в состав Западной области – административно-территориальной единицы РСФСР, а потому все постановления и декреты Советской России распространялись и на эти земли. 27 декабря 1917 года был создан Комиссариат просвещения Западной области, который должен был координировать работу по перестройке школьного дела.

Однако на Глубоччине перемены провести фактически не успели, так как 18 февраля 1918 года немецкие войска оккупировали город. Школьное образование оказалось в сложной ситуации, поскольку никакого управления со стороны оккупационных властей не было, а значит – не было и финансирования. Многие учителя были вынуждены покинуть школы и искать другую работу.

В таком положении 18 – 19 августа в Глубоком был проведен подпольный учительский съезд Дисненщины, на котором решались вопросы выхода из затруднительного положения. Придя к выводу, что помощь (в первую очередь материальную) нужно искать в Советской России, съезд направил двух делегатов в Москву. Как вспоминает один из делегатов А.А. Соболевский, там они встретились с первым наркомом просвещения Луначарским, и тот пообещал оказать учителям нашего края помощь. Вопрос должны были рассмотреть на заседании малого Совнаркома, однако он не состоялся по причине покушения Фанни Каплан на жизнь Ленина.

А вскоре политическая ситуация в Глубоком снова изменилась. После того, как немецкие войска в декабре 1918 года оставили Дисненщину, на этих землях началось активное становление советской власти. 10 декабря 1918 года образуется Дисненский уездный комитет Совета рабочих, крестьянских и батрацких депутатов, а при нем отдел народного образования, который возглавил глубочанин Александр Антонович Соболевский. В регионе началось создание новой советской школы.

1 января в Смоленске была образована ССРБ, в состав которой вошли и земли Глубоччины. А уже через неделю в Глубоком состоялся VI учительский съезд Дисненского уезда. На этом съезде решались вопросы о том, как строить новую школьную систему на наших землях.

АгитплакатНеобходимо отметить, что еще в октябре 1918 года свет увидел документ, имевший исключительное значение – Положение ЦИК РСФСР «О Единой трудовой школе». По сути это была программа деятельности советской школы. Согласно Положению, сложная дореволюционная система народного образования упразднялась и создавалась единая трудовая школа, которая делилась на две ступени: первая (пятилетняя) для детей от 8 до 13 лет и вторая (четырехлетняя) для детей от 13 до 17 лет. В этих школах устанавливались совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах вводилось преподавание на родном языке. Обучение становилось бесплатным, детям из малообеспеченных семей оказывалась помощь. Из учебных планов исключалось изучение Закона Божьего.

Руководствуясь выше указанным Положением, глубокский учительский съезд постановил, что на землях нашего региона повсеместно необходимо открыть школы 1 степени, а в Глубоком и Плисе – 2 степени.

Надо отметить, что не всем перемены пришлись по вкусу. Так, в конце 1918 года родители учащихся Глубокской школы писали ходатайство в Дисненский уездный совет с просьбой разрешить преобразовать школу в частную и самим финансировать ее, а также вернуть в курс школьной программы церковные предметы. Комиссия отдела народного образования рассмотрела обращение и постановила: донести до родителей, что частных школ в стране больше не существует, а, согласно Декрету 1917 года, церковь отделена от школы, и преподавание в ней Закона Божьего и других церковных предметов не допустимо.

Тем не менее, в большинстве случаев новые порядки в школьной системе были приняты населением довольно положительно.

Дальнейшему становлению и развитию советской системы образования на наших землях снова помешала оккупация – на этот раз польская. Армия соседней страны 19 августа 1919 года заняла Глубокое. В истории края начался сложный период, который, в конце концов, закончился тем, что Глубоччина почти на два десятилетия оказалась в составе Польской Республики. И местные ребята ходили уже в совсем другую школу ...