Результаты "Ночи музеев-2020"

Вот и завершилась очередная «Ночь музеев». В этом году она проводилась в онлайн-формате. Сотрудники музея выражают...

И вновь о майской музейной ночи

18 мая во всём мире музейщики будут отмечать профессиональный праздник. Именно в этот день проводится международная...

Поиски утонувшего советского танка (продолжение)

8 мая, накануне дня Великой Победы, научные сотрудники музея отправились в давно запланированную экспедицию по...

Вопросы II тура квиз-марафона «О той земле, где родился ты»

Уважаемые любители краеведения, мы продолжаем свой исторический квиз-марафон «О той земле, где родился ты». Благодарим...

Поиск утонувшего советского танка

В военный комиссариат Глубокского и Шарковщинского районов обратился житель Глубокого Тумчёнок Вячеслав Иванович с...

Подальше от вируса, поближе к музею!

Адаптируйтесь под изменяющиеся условия!Из соображений безопасности в мире отменяются многие культурно-массовые...

Память сердца

В адрес Глубокского районного исполнительного комитета поступило обращение гражданки Кимстач Анны Дмитриевны с...

Язеп ДроздовичБелорусский художник, скульптор, этнограф, археолог, педагог. Один из основателей белорусской национальной исторической живописи.

Родился 1(14) октября 1888 года в застенке Пуньки Дисенского уезда Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича-арендатора. В два года остался без отца, его и пятерых братьев воспитывала мать Юзефа, а вскоре семья осталась без земли и дома. Учился дома, закончил Виленскую школу рисования (1908). В 1910-1914 гг служил в армии, где закончил фельдшерские курсы, в 1-ю мировую войну - на Западном фронте. После увольнения из армии по состоянию здоровья жил у родственников на Дисненщине в фольварке Леоновка около д. Германовичи, посылал в "Нашу Ніву" заметки о хлеборобах-земляках.

В 1919 работал в Белорусском литературно-издательском отделе при Комиссариате просвещения БССР. В 1919-1920 в Минске: художник-декоратор в "Беларускай хатцы", Белорусском государственном театре; в 1919 организовал культурно-просветительское товарищество "Заранка", которое открывало школы, любительский театр, библиотеку; преподавал рисование в белорусской гимназии и женской прогимназии, сотрудничал с литературными издательствами как иллюстратор.

После возвращения на Дисенщину, которая, согласно Рижскому договору (1921), отошла к Польше, в 1921-1924 - кооператор, в 1921-1922 пробовал организовать на родине белорусские школы. В 1924-1926 преподавал рисование в Глубокской школе, активно сотрудничал с ТБШ. Работал в Радашковичской белорусской гимназии имени Ф. Скорины. В 1926-1927 работал в сатирическом журнале "Молния". В 1927 основал художественную студию при Виленской белорусской гимназии. В 1927-1929 преподавал рисование в Новогрудской белорусской гимназии, вел работу по сбору экспонатов для Виленского белорусского музея. В 1931-1939 - странствующий художник. После присоединения Западной Беларуси к БССР учился на кратковременных учительских курсах и в 1940-1941 работал учителем рисования и ботаники в Глубоком и Лужках. Умер Я. Дроздович в Подсвильской больнице 15 сентября 1954. В музее-комнате народного творчества, что создан в местной средней школе - его картины, ковры, графические работы, материалы про жизнь и творчество мастера. Похоронен на кладбище между деревнями Липляны и Малыя Давыдки. В 1982 на могиле установлена стела с барельефом "вечного странника" (скульптор А. Шатерник).

Круг интересов Дроздовича был чрезвычайно широк: история, археология, этнография, литература, астрономия. Он записывал фольклор и обрабатывал для словарей народную лексику Дисенщины и Пинщины, составил сборник "Песни Дисенщины". Писал стихотворения, прозу, вел дневники. В 1923 в Вильно была напечатанная первая часть его повести "Безумец без безумства". Большинство его произведений, в т.ч. поэма "Тризна былого", посвященная древней Полаччине, и историческая повесть "Гарадольская пуща", повествование "Сон Гораноса" с его иллюстрациями остались в рукописях. События в повести "Гарадольская пуща" происходят на родной ему Дисенщине в 13 ст. В Вильно под псевдонимом Я. Нарцызов выдал книжку "Побратимы и большая шишка" (1923). В Свири, позже в родных местах проводил археологические исследования. В неизданной работе "Дисенская доисторическая старина" описал 30 археологических памятников. Открыл несколько стоянок каменного и бронзового веков, много каменных крестов, собрал коллекцию каменных топоров. Дневники Я. Дроздовича, которые он вёл в 1930-1950-я, напечатаны в 1991 ("Молодость" № 5-12). Автор научно-популярной брошюры по астрономии "Небесные бега" (1931). Но наиболее Я. Дроздович известен как художник.

Первые рисунки Я. Дроздовича - "Тризна былого", "Ворота будущего" написаны в 1907 под влиянием М. Чурлёниса. Символический смысл имели и сделанные художником обложки "Белорусского календаря на 1910", книги  К. Буйло "Курганный цветок" (1914), "Школьного песенника" А. Гриневича (1920), и др. С самого начала своей творческой деятельности использовал исторические реалии и мотивы. Нарисовал в реалистичном характере серию графических видов "Дисенщина" с крестьянскими усадьбами и полями, в картинах этой серии художник дал поэтический образ родной стороны ("Стадолище", "Деревня Лавриновка", "Гороватка", "Пуньки", "Александрия", "Над Дисёнкой" и др.). Так же известны графические серии "Древний Минск", "Заславль", "Древняя стройка на Беларуси", "Башня Прозор", "Минск. Высокое место", "Место впадения Немиги в Свислочь". Графические рисунки Я. Дроздовича украсили учебник географии А. Смолича. На границе 1910-1920-х сделал графические портреты полоцких и смоленских князей, в т.ч. Всеслава Чародея, живописные картины "Сожженные усадьбы", "Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя", "Погоня Ярилы", альбом графики "Глубокое". В это время Я. Дроздович сложился как художник исторической темы. Во 2-й пол. 1920-х создал большие графические серии (по 14-16 листов) "Глубокое", "Пинщина", "Мир", "Любча", "Щорсы", "Новогрудок и Новогрудчина", "Лида", "Крево", "Гольшаны", "Баруны", "Троки", "Медники", "Кушляны", "Жупраны", посвящённые городищам, замкам и культовым постройкам, живописные портреты Ф. Скорины и Ф. Богушевича. В это время много странствовал по Дисенщине, Пинщине, где делал графические зарисовки, собирал этнографические материалы для "Белорусского этнографического словаря". В 1927 и 1-й пол. 1940-х написал несколько картин, посвященных Ф. Скорине. По мотивам "Слово о полку Игоревом" написал картину "Песня Баяна". В 1940-1946, вдохновлённый героической борьбой народа в годы Великой Отечественной войны, возвращается к мотивам прошлого - картины "Полочане выгоняют князя", "Всеслав Чародей под Гродно", "Перстень Всеслава Чародея". Я. Дроздович - основоположник (в нач. 1930-х) космической темы в изобразительном искусстве: серии "Жизнь на Марсе", "Артаполис", "Жизнь на Венере" (1931), "Жизнь на Сатурне" и "Жизнь на Луне" (1932), "Космос" (1940). Рисовал настенные ковры, которые отличались оригинальным построением композиции (сюжетный рисунок в центре с растительной обрисовкой). Работал в сфере скульптуры: бюст Ф. Скорины (1916), "Плачь Гориславы" (образ полоцкой княжны Рогнеды, 1916), портреты-барельефы М. Машары, А. Гриневича, Я. Пачопки, своей матери.