Неожиданный подарок музею

На днях в музей обратилась жительница города Наро-Фоминска Московской области Людмила Ивановна Байкова. Она предложила...

Спас медовый - светлый праздник

В очередной раз на Центральной площади нашего города шумно и весело проходил районный праздник-ярмарка «Светлый...

В объективе фотоаппарата

Фотография с самых первых дней своего существования стала предметом увлечения человечества, и остаётся таковым до сих...

Вишнёвое приключение - 2024

Пятничный вечер «Вишнёвого фестиваля» начался с традиционного квеста, объединившего глубочан, любящих историю,...

Проект "Русская Атлантида" в Глубоком

В июне 2024 года в Глубоком реализовывался Международный пленэрно-выставочный проект "Русская Атлантида". Результатом...

«Глубоччина на историко-культурной карте Беларуси»

2 июля 2024 года в нашем городе прошла Республиканская научно-практическая конференция «Глубоччина на...

День Независимости и юбилей города

3 июля 2024 года город Глубокое отпраздновал День Независимости, 80-ю годовщину освобождения Беларуси от...

Язеп ДроздовичБелорусский художник, скульптор, этнограф, археолог, педагог. Один из основателей белорусской национальной исторической живописи.

Родился 1(14) октября 1888 года в застенке Пуньки Дисенского уезда Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича-арендатора. В два года остался без отца, его и пятерых братьев воспитывала мать Юзефа, а вскоре семья осталась без земли и дома. Учился дома, закончил Виленскую школу рисования (1908). В 1910-1914 гг. служил в армии, где закончил фельдшерские курсы, в 1-ю мировую войну - на Западном фронте. После увольнения из армии по состоянию здоровья жил у родственников на Дисненщине в фольварке Леоновка около д. Германовичи, посылал в "Нашу Ніву" заметки о хлеборобах-земляках.

В 1919 году работал в Белорусском литературно-издательском отделе при Комиссариате просвещения БССР. В 1919-1920 гг. работал в Минске: художник-декоратор в "Беларускай хатцы", Белорусском государственном театре; в 1919 году организовал культурно-просветительское товарищество "Заранка", которое открывало школы, любительский театр, библиотеку; преподавал рисование в белорусской гимназии и женской прогимназии, сотрудничал с литературными издательствами как иллюстратор.

После возвращения на Дисенщину, которая, согласно Рижскому договору (1921), отошла к Польше, в 1921-1924 гг. - кооператор, пробовал организовать на родине белорусские школы. В 1924-1926 гг. преподавал рисование в Глубокской школе, активно сотрудничал с ТБШ. Работал в Радашковичской белорусской гимназии имени Ф. Скорины. В 1926-1927 гг. работал в сатирическом журнале "Маланка". В 1927 году основал художественную студию при Виленской белорусской гимназии. В 1927-1929 гг. преподавал рисование в Новогрудской белорусской гимназии, вел работу по сбору экспонатов для Виленского белорусского музея. В 1931-1939 гг. - странствующий художник. После присоединения Западной Беларуси к БССР учился на кратковременных учительских курсах и в 1940-1941 гг. работал учителем рисования и ботаники в Глубоком и Лужках. Умер Я. Дроздович в Подсвильской больнице 15 сентября 1954 года. Похоронен на кладбище между деревнями Липляне и Малыя Давыдки. В 1982 году на могиле установлена стела с барельефом "вечного странника" (скульптор А. Шатерник), а в сентябре 2018 года захоронению присвоен статус историко-культурной ценности. В музее-комнате народного творчества, что создана в местной средней школе - его картины, ковры, графические работы, материалы про жизнь и творчество мастера.

Круг интересов Дроздовича был чрезвычайно широк: история, археология, этнография, литература, астрономия. Он записывал фольклор и обрабатывал для словарей народную лексику Дисенщины и Пинщины, составил сборник "Песни Дисенщины". Писал стихотворения, прозу, вел дневники. В 1923 году в Вильно была напечатанная первая часть его повести "Безумец без безумства". Большинство его произведений, в том числе поэма "Тризна прошлого", посвященная древней Полотчине, и историческая повесть "Гарадольская пуща", повествование "Сон Гороноса" с его иллюстрациями остались в рукописях. События давних времён повести "Гарадольская пуща" происходят на родной ему Дисенщине. В Вильно под псевдонимом Я. Нарцызов выдал книжку "Побратимы и большая шишка" (1923). В родных местах проводил археологические исследования. В неизданной работе "Дисенская доисторическая старина" описал 30 археологических памятников. Открыл несколько стоянок каменного и бронзового веков, много каменных крестов, собрал коллекцию каменных топоров. Дневники, которые вёл художник в 1930-1950-е гг., напечатаны в 1991 году в журнале "Маладосць". Автор научно-популярной брошюры по астрономии "Небесные беги" (1931).

Первые рисунки Язепа Дроздовича - "Тризна былого", "Ворота будущего" написаны в 1907 году под влиянием М. Чурлёниса. Символический смысл имели и сделанные художником обложки "Белорусского календаря на 1910 год", книги  К. Буйло "Курганный цветок" (1914), "Школьного песенника" А. Гриневича (1920), и др. С самого начала своей творческой деятельности Дроздович использовал исторические реалии и мотивы. Нарисовал в реалистичном характере серию графических видов "Дисенщина" с крестьянскими усадьбами и полями, в картинах этой серии художник дал поэтический образ родной стороны ("Стадолище", "Деревня Лавриновка", "Гороватка", "Пуньки", "Александрия", "Над Дисёнкой" и др.). Так же известны графические серии "Древний Минск", "Заславль", "Древняя застройка на Беларуси", "Башня Прозор", "Минск. Высокое место", "Место впадения Немиги в Свислочь". Его графические рисунки украсили учебник географии А. Смолича. На границе 1910-1920-х гг. сделал графические портреты полоцких и смоленских князей, живописные картины "Сожженные усадьбы", "Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя", "Погоня Ярилы", альбом графики "Глубокое". Во второй половине 1920-х гг. создал большие графические серии (по 14-16 листов) "Глубокое", "Пинщина", "Мир", "Любча", "Щорсы", "Новогрудок и Новогрудчина", "Лида", "Крево", "Гольшаны", "Баруны", "Троки", "Медники", "Кушляны", "Жупраны", посвящённые городищам, замкам и культовым постройкам, живописные портреты Скорины и Богушевича. В это время много странствовал по Дисенщине и Пинщине, где делал графические зарисовки, собирал этнографические материалы для "Белорусского этнографического словаря". По мотивам "Слово о полку Игоревом" написал картину "Песня Баяна". В 1940-1946 гг., вдохновлённый героической борьбой народа в годы Великой Отечественной войны, возвращается к мотивам прошлого - картины "Полочане выгоняют князя", "Всеслав Чародей под Гродно", "Перстень Всеслава Чародея". Язеп Дроздович - основоположник космической темы в изобразительном искусстве: серии "Жизнь на Марсе", "Артаполис", "Жизнь на Венере" (1931), "Жизнь на Сатурне" и "Жизнь на Луне" (1932), "Космос" (1940). Рисовал настенные ковры, которые отличались оригинальным построением композиции (сюжетный рисунок в центре с растительной обрисовкой). Работал в сфере скульптуры: бюст Ф. Скорины (1916), "Плачь Гориславы" (образ полоцкой княжны Рогнеды, 1916), портреты-барельефы М. Машары, А. Гриневича, Я. Пачопки, своей матери.