Трагедия, которая объединяет наши народы

В соответствии с решением ООН, ежегодно 27 января в мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – этого...

Глубокскому району – 85 лет

В сентябре 1939 года территория современного Глубокского района вошла в состав БССР. 15 января 1940 года Указом Президиума...

Дню белорусской науки посвящается...

Ежегодно в последнее воскресенье января в нашей стране отмечается День белорусской науки, официально установленный в...

Молодёжь Глубоччины ценит и любит свой музей

17 января 2025 года в городском доме культуры состоялась церемония вручения районной молодёжной премии «Признание». В...

Присоединяйтесь к акции...

Каждую третью среду января музеи всего мира проводят Международный день музейного селфи. Считается, что акцию...

За что мы любим Новый год?

Пожалуй, за то, что новогодняя пора окружает нас массой положительных эмоций, дарит ощущение чуда, объединяет семьи за...

«Музей открыт для вас!»

14 января 2025 года пройдёт благотворительная акция «Музей открыт для вас!». В этот день музей предоставляет право...

Погребальный обряд занимал особое место в традиционном мировоззрении белорусов, поскольку предусматривал систему ритуальных действий, религиозных верований и предписаний, призванных символизировать смерть человека и его переход в мир предков (умерших). Погребальные обряды уходят корнями в древние времена, и это было связано прежде всего с верой в душу и загробный мир, важностью сохранения связи поколений, существованием древнего культа предков. Это наложило отпечаток на культурное развитие белорусского народа и повлияло на другие его аспекты. Большинство традиций погребального обряда сохранились до наших дней, в том числе поминание усопших. Поминальная служба проходила как в определенное время - после погребения, так и в строго отведенные дни, которые назывались Дедами.

Поминальный стол белорусовДеды - поминальный обряд, ритуальный обед в память умерших родственников. В некоторых случаях термин «деды» имел другое значение – дедами называли души умерших предков, а также ритуальную пищу, приготовленную на день поминания. В самом архаичном виде Деды сохранились только у белорусов.

Дедов у белорусов, как и по церковному уставу, четверо: зимние (Масленичные) - перед Масленичной неделей, весенние (Радоничные) - на Радоницу, летние (Духовские, Троицкие) - в субботу перед Троицей, осенние (Дмитровские, Великие, Богатые) - перед Дмитриевым днём. В некоторых регионах Беларуси чествуют до шести Дедов. Но наиболее значительными всегда были осенние Великие Деды.

Почти везде празднование Дедов считалось главным приоритетом. Белорусы верили, что в этот день души предков спускаются на землю, чтобы увидеть, как их чтят, как их потомки заботятся об оставленном ими наследии, угощаются за семейным столом. Все это требовало от людей строгого поведения, ограничивая их в определенных действиях. Одним из таких мероприятий было приготовление поминального стола. С предками нужно было хорошо обращаться, иначе считалось, что они нашлют неурожай и различные несчастья. В разных местах подавали разные блюда, что было продиктовано не только возможностями семьи, но и устоявшейся традицией. Обычно этнографы называют количество блюд: от 5 до 15. На столе ставили так называемые Дедовскую рюмку и Дедовскую миску, в которые каждый из присутствующих наливал напитки и откладывал еду. На окна Дедам ставили спиртное, а дверь в дом оставляли открытой, чтобы Деды могли беспрепятственно входить в дом на ужин.

Памятная монета "Деды"Некоторые блюда были празднично-универсальными, но были и обязательные к «дедовому ужину». Состав ужина разный в разных регионах Беларуси. Первым и обязательным блюдом, подаваемым на стол, была кутья - обрядовая каша из ячменной крупы, реже из зерен пшеницы, к которой добавляли сыту (разбавленную медом воду). В некоторых регионах вместо кутьи был канун (канан), который готовили следующим образом: крошили специально испечённый пресный корж, булку или баранки (считалось, что мед использовали, чтобы умершему было «сладко на том свете»). Первую ложку наливали мертвым. Затем участники поминального стола черпали одну или три столовые ложки кануна из общей миски, передавая их друг другу по очереди, после чего миску убирали и ужин продолжался.

После кутьи или кануна подавали суп с грибами, рыбой или мясом. В нашем регионе, на Дисненщине, на ужин готовили юшник - кровяной суп с мясом. Клёцки с «душами» тоже были ритуальным блюдом. Ужин дополнили овощи (капуста, свекла, огурцы), мясо, жареные шкварки и колбасы. В некоторых регионах использовали молочные блюда – затирка с морковкой или просто сладкое и кислое молоко, творог. Кое-где на стол подавали поляницу – горячий пшеничный хлеб. Хозяин держал его в руках, и каждый должен был отломать кусок. Можно было есть и сладкие блюда. Например, на Дисненщине была распространена соломатка - это сушеные яблоки, груши, ягоды, приготовленные на меду.

Из напитков на столе были кисель (овсяный или клюквенный), квас, спиртное. Норма спиртных напитков составляла три рюмки. Первая рюмка выпивалась только после кутьи, а после третьей - переворачивали рюмку, что символизировало окончание ужина. Первым из-за стола вставал самый старый человек, а потом и все остальные. Стол убирали только на следующий день, потому что считалось, что ночью души умерших придут в гости и тоже подкрепятся.

Таким образом, поминальные дни и трапезы, которые их сопровождали, помимо основной функции - непосредственного поминания, сохранения памяти умерших - выполняли сакральную функцию, в которой важное место занимали разнообразные блюда.