К юбилейной дате

Исторический диалог «Символы моего города» провели сотрудники музея с молодёжью Глубоччины. Мероприятие, приуроченное...

С Рождеством и Новым Годом!

Уважаемые посетители нашего сайта. Поздравляем Вас с наступающими праздниками! Желаем крепкого здоровья и уверенных...

Вечер памяти Юозаса Бульки

27 декабря 2020 года в этнографическом музее культурно-дендрологического комплекса д. Мосар прошёл вечер памяти,...

Приглашаем на выставку!

Выставка работает с 29 декабря 2020 г. по 11 января 2021 г. ...

«Память и уроки Второй мировой войны»

С 14 по 18 декабря 2020 года сотрудник нашего музея Дмитрий Абрамчик принимал участие в Международном тренинг-семинаре для...

Наш музей – один из лучших по итогам республиканского конкурса «Познай Беларусь»

Конкурс «Познай Беларусь» проходит ежегодно с 2002 года. Задачами конкурса являются: содействие развитию внутреннего и...

«Он любил Бога, природу и белорусский народ»

В декабре 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения одного из известнейших священников Беларуси – ксендза Юозаса...

Через Глубоччину проходит дорога из Полоцка на Вильню - старый Ольгердов путь. Появился он в результате походов Великого Князя Литовского Ольгерда на Москву в 1368, 1370, 1372 годах. По этой дороге великий князь Ольгерд вел свои войска в поход. Во времена княжения Витовта этот тракт назывался Витовтов путь. Позже, состоянием этого тракта очень был озабочен король Речи Пасполитой Стефан Баторий, который также проходил войной на Псков по этому тракту. Проходит этот путь и через некоторые деревни нашего района: Прозороки, Зябки, Прошково, Плиса, Заборье и далее на Глубокое. И каждая из них, за исключением Прошково, носила в начале ХХ века статус местечка.

Исследовательская работа, как средство познания родного края

Каждого человека интересует история тех мест, где он проживает. Не остаются в стороне от познавательной деятельности и ученики нашей школы, а также и мы, ученики 11-го класса: Нефедович Александр и Шарабайко Даниил. Систематически занимаясь поисково-исследовательской работой, собрали много сведений о возникновении названий родных деревень, об их истории, работу знаменитых земляков, традиции и обряды нашей местности, события Великой Отечественной войны, историю духовных святынь родного края. Неоднократно участвовали в районной конференции ученических исследовательских работ «Шаг в будущее», в областной конференции «Эврика», в международной конференции, посвященной трагической истории Великой Отечественной войны.

Я.Драздович (фото 1907 года).Небесные беги Язэпа Драздовича.

Автопортрет“Які раней за ўсіх Калумбаў свету на многіх перагасцяваў планетах…”

Эти строки белорусский поэт Максим Танк посвятил своему современнику Язепу Дроздовичу. Тот самый Максим Танк, который когда-то нещадно раскритиковал поэму нашего земляка “Трызна мінуўшчыны”. Однако, ставя под сомнение поэтические способности Драздовича, о его художественной и исследовательской работе классик высказывался уже совсем по-другому: "Редкий клад, которому когда-то и цены не будет".

Действительно, вряд ли найдется среди уроженцев Глубоччины такая же разносторонняя личность, как Язеп Дроздович. Он был и археологом, и этнографом, и поэтом, и писателем, и скульптором, и резчиком по дереву... И даже неплохим хиромантам! Однако современникам дядька Язэп наиболее известен как талантливый художник. С самого начала своей творческой деятельности Язеп Нарцизович проявил себя как художник исторической темы, которую не покидал до конца жизни. Это и серии графических работ («Дисенщина», «Древний Минск», «Заславль», «Глубокое», «Новогрудок и Новогрудчина» и др.), которые можно смело считать отличными источниками по изучению истории архитектуры Беларуси; и живописные картины с изображениями исторических личностей нашего края («Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя», «Погоня Ярилы», «Песня Баяна», «Перстень Всеслава Чародея», портреты Франциска Скорины и Франтишка Богушевича). 

В начале Великой Отечественной войны в плен попали свыше 5 миллионов военнослужащих Красной Армии. Со сборных немецких армейских пунктов они попадали в пересыльные (этапные) лагеря - дулаги, затем в постоянно действую­щие лагеря - шталаги для рядового и сержантского состава и офлаги - для офи­церов. Только на территории Беларуси они располагались в 60 населенных пунк­тах. Это были места массового уничтожения военнопленных, в которых погибло более 800 тысяч человек.Среди них и лагерь в Березвечьи.

Крупнейшие концентрационные лагеря на территории Беларуси (1941 - 44 гг.)

Березвечье - в прошлом небольшое местечко, а сегодня северная часть районного центра, города Глубокое. В 17 веке в Березвечьи был основан униатский монастырь, а полномасштабный монастырский комплекс был построен в 1756-1767 гг. У стен этого монастыря во время войны и разместился фашистский лагерь.

В книге «Память. Историко-документальная хроника Глубокского района» указывается о существовании в сентябре 1941 года Березвечского лагеря для массового уничтожения советских военнопленных (шталаг № 351). Когда точно он был создан неизвестно. Но о его существовании в первые месяцы войны вспоминают многие военнопленные. Возможно, что в июле - августе 1941 года он значился как пересыльный лагерь - дулаг, а потом был преобразован в шталаг.

22 августа 2015 года в г.п. Подсвилье прошёл очередной праздник поселка. А сколько же лет исполнилось второму по численности жителей населенному пункту Глубоччины? В прошлом году Падсвильчане отмечали свой 90-летний юбилей. Летописной датой отсчета истории Подсвилья считался 1924 год, когда по решению Совета министров Польши был организован Корпус охраны пограничья (КОП). Гарнизон 7-го батальона КОП (7 Batalion KOP) расположился в Подсвилье, а после реформы Пилсудского в 1929 году стал называться Батальон КОП "Подсвилье" (Batalion KOP "Podświle" в составе pułka KOP "Głębokie"). Если опираться на данную дату, то получается, что в этом году поселку исполнился 91 год.

Но не все так просто. Открытие новых исторических источников может изменить дату основания населенного пункта, сделать его старшим.

«Военно-дорожная карта Европейской России» 1908 г.Военно-топографическим отделом главного штаба Российской империи в 1888 году была составлено «Военно-дорожная карта Европейской России». Шли годы, менялась сеть дорог европейской части России, прокладывались новые железнодорожные линии. И, конечно же, их надо было наносить на карту. А потому большинство листов военно-дорожной карты были исправлены, доработаны и напечатаны чуть позже, в 1908 году. Название "Подсвилье" впервые появилась именно на доработанной карте 1908 года. Не Свила или Свилка, а именно Подсвилье. И этому есть логичное объяснение.

В 1912 году в журнале «Весь мир» впервые был напечатан рассказ Александра Грина «Лётчик Киршин». Первых лётчиков в России чаще всего называли авиаторами или летунами.

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

как чудище морское в воду,

скользнул в воздушные струи...»

Это строки из стихотворения «Авиатор» Александра Блока, посвященного гибели знаменитого лётчика Мациевича, написаны в 1910 году. Чуть дальше в этом же стихотворении встречается и слово «пилот». А вот слово «лётчик» впервые употребил в литературном произведении Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский). А ведь корни известного русского писателя, автора «Алых парусов», походят с нашей Глубоччины. Имением Якубенки, что рядом с деревней Задорожье, с давних времён владели его предки. Мог ли знать писатель, что впервые употреблённое им слово «лётчик» станет главным словом в жизни нашего земляка Павла Осиповича Сухого.

Павел СухойСегодня мы отмечаем 120 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, одного из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. 22 (по новому стилю) июля 1895 года в семье глубокских учителей Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих родился сын Павел. Вот текст свидетельства о рождении: «По указу его императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Литовская Духовная Консистория, согласно определению своему, выдаёт настоящее свидетельство в том, что в метрической книге Глубокской церкви, Виленской губернии Дисненского уезда за 1895 год в первой части о родившихся, в ст. 109 мужеского пола имеется следующая запись: «Тысяча восемьсот девяносто пятого года десятого июля рождения, а тридцатого крещён Павел. Родители его: учитель Глубокского народного училища Осип Андреевич Сухой и его законная жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Воспреемниками были Глубокской церкви священник Николай Ионович Никольский и крестьянка села Гануты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершил священник Илларион Виляковский с дьяконом Венедиктом Нороновичем...».

Семья Сухих приехала на Глубоччину в 1889 году. Вначале Осип Андреевич был направлен на работу в Черневицкое народное училище, а затем, с 1891 по 1898 год, он преподаёт в Глубоком. Народное училище, где была квартира Сухих, находилось рядом с церковью. Семьи учителя и священника жили рядом и были дружны. Осип Андреевич увлекался музыкой и, как следствие, организовал в училище хор.

Верхнянская церковь. Фото нач. ХХ века.Ревизские сказки представляют собой поимённый список жителей населённого пункта или поместья в Российской империи XVIII – XIX веков. По сути – это общегосударственная перепись населения, которая проводилась в целях подушного налогообложения. В них указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, а также имена и возраст других членов семьи. Указывалось и то, кем они приходятся главе семьи. Могла в ревизских сказках присутствовать и информация другого рода, например, о сословном происхождении владельца двора, либо об обучении членов его семьи. Главной особенностью таких ревизий был их сословный характер – сведения о мещанах, крестьянах, дворянах и духовенстве предоставлялись отдельно. 

После того, как в 1793 – 1795 годах земли ВКЛ окончательно вошли в состав Российской империи, подобные переписи начали проводиться и на территории современного Глубокского района. Первая из них состоялась в 1795 году, а записи в ревизских сказках велись на двух языках – русском и польском. В это время территория Глубоччины входила в состав Дисненского и Поставского уездов новосозданной Минской губернии, причём основная часть Глубокского края оказалась в Дисненском уезде, а к Поставскому отошла только его западная окраина. Поставский уезд просуществовал всего три года, и уже в 1796 году его территория была разделена между Дисненским и Вилейским уездами Минской губернии, после чего современная территория Глубокского района почти полностью оказалась в составе первого. 

Свою историю православие на Глубоччине ведёт от создания Полоцкай епархии, то есть от 992 года, когда была учреждена первая на землях Беларуси епископская кафедра. Это событие относится ко времени правления князя Изяслава, сына равноапостольного Владимира и полоцкой княжны Рагнеды. Можно предположить, что именно в это время (конец 10 -- начало 11 века) на землях глубокских и стали появляться первые православные святыни. Однако документальное подтверждение этому пока не найдено.

Портрет Иосифа Корсака (из книги 1935 года)Значительную поддержку православной церкви на землях Великого княжества литовского оказывали крупные землевладельцы. На Глубоччине таковыми являлись Корсаки. Последний из представителей Корсаков Глубокских – Иосиф Львович в своей фундушной записи указывает, что «…родители мои погребены в церкви русского вероисповедания, в имении моём Березвечьи…» А это значит, что предки принявшего Униатство основателя трёх Глубокских святыний, были православными.
Первое летописное упоминание о православных храмах на Глубоччине относится к 1552 году. Именно в этом году была проведена инвентаризация земельных владений Полоцкого воеводства. Изучив этот документ можно утверждать, что на землях Глубоччины в то время действовало 6 (шесть) православных храмов:
1. «На Березвице церковь Святого Михаила. При ней поп Илья имеет пашню свою и два человека. Церковь имеет надание пана Дмитрия Корсака».
2. «На Плисе церковь Святое Пятницы. При ней поп Андрей мает пашню свою и четыре человека»
3. «На Псуи церковь Святой Троицы построенная на деньги Яна и Евстафия Корсоков. При той церкви поп Михаил. К церкви принадлежат две деревни Вороново и Свадре, количеством девять дворов в каждой»
4. «На Залесьи церковь Прочистое Мати Божей Покрова наданья Яна и Евстафия Корсоков. При церкви поп Иван и дьякон Олизер»
5. «Архимандрит Городенского монастыря Святого Петра поставил церковь Святого Николая на Мосаре и придал к ней монастырь Хвощево и три следа земли, также монастырской»
6.«В Голубичах церковь Святого Юрия наданья панов Корсаков».

О костеле Св. Троицы в деревне Константиново почти нигде в современной исторической и краеведческой литературе не упоминается. Он был разрушен 2 июля 1962 года, по причине недостатка материала для строительства дома культуры в Дуниловичах. Немного информации об этом костел можно найти в польском издании: W. Zawadzki "Wspomnienie z zycia ks. Franciszka Rogala-Zawadzkiego (1829-1915) Ostatniego zakonnika wilenskiej djecezji ze starej generacji". Это виленское издание 1924 года посвящено ксендзу Франциску Завадскому, участнику восстания 1863 года. Он, по приглашению Терезы Акушко, 25 лет отслужил в филиальном костеле Константиново.

Костёл д. Константиново (1962. фото Петра Роловича)Исторически Константиново - это двор с костелом над речкой Мордва. Строительство деревянного храма под названием Святой Троицы финансировалось в 1768 году Яниной Акушко, а 1 октября 1769 года костёл был освящен епископом Т. Тавянским. С 1799 года он являлся филиальным храмом удельского прихода, что подтверждают «Материалы для географии и статистики России, собранный офицерами генерального штаба ...». В издании 1861года указано следующее: «Удельский, ордена францисканцев монастырь, при коем находится костёл (каменные) с оградой, основан в 1642 году, к нему принадлежит деревянный костёл в м. Константиново». С 1917 храм приобретает статус приходского, а священником здесь работает Франтишек Олешкевич.Алтарь костёла (1955 г. фото Петра Роловича)

Возможно, раньше на этом месте существовал униатский храм, так как после 1839 православные не раз обращались к властям с просьбой вернуть им святыню. Тогда госпожа Акушко обратилась к жене виленского губернатора с личной просьбой о Спасение костела. Согласно местной легенде, она подкрепила свою просьбу тремя пудами лучших лесных орехов. Благодаря её усилиям, а может по каким другим причинам, но костел сохранился за католиками.

При поляках костелу деревни Константиново принадлежало 14 десятин земли. С 1924 по 1939 год священниками здесь работали: Иосиф Гайдукевич, Норберт Будилас, Стефан Добровольский и Ян Макрэцки. Последний ксендз, что работал в храме в 1940-е гг. был Эдвард Войцеховский. В послевоенное время храм был закрыт, а потом и полностью уничтожен.

Выступление артистов перед хлеборобами колхоза "17 сентября"Деревня Голубчики упоминается ещё в письменных источниках конца XVIII в., поэтому возраст деревни насчитывает никак не меньше двух столетий. На то время деревня была владением знаменитого на Глубоччине шляхетского рода Корсаков, и принадлежала им вплоть до второй половины XIX в. Рассказывая о Голубчиках, необходимо вспомнить и те деревни, которые в своё время были сюда сселены: Сидоры, Зелетинино и Попки. Достоверную информацию об этих деревнях дает "Церковно-приходская летопись Залесской Свято-Покровской церкви Литовской епархии...". Согласно этому документу, в 1880 году Голубчики имели 6 дворов, Сидоры - 9 дворов, Зелетинино - 7 дворов. Село Старый Двор священник в своей летописи не упоминает, но, возможно, этот населённый пункт на то время уже существовал в качестве фольварка графа Забелло. По крайней мере, так он обозначен в первой общероссийской переписи населения 1897 года. Эта перепись даёт интересные сведения и по населению, и по землям Голубчиков, Сидоров, Зелетинино, Попков.